Короткие стихи Есенина про осень для детей


Короткие осенние стихи Сергея Есенина для детей невероятно мелодичны и немного грустны. Тем не менее, лирика поэта дарит читателю восторг и радость, а также развивает литературный вкус ребятишек. Если они привыкнут к качественной литературе с самого детства, то в дальнейшем им будет проще разобраться в многообразии и сложности отечественного словесного искусства. Поэтому уже в детском саду стоит разучивать с детьми стихи Есенина наизусть (вот статья о том, как сделать это быстро и без слез). Это отличная стимуляции памяти и эффективная тренировка речи. Строки из классики пригодятся не только на развлекательных мероприятиях и для конкурсных выступлений, но и для экзаменов в школе, на которым нужно будет проявить знание отечественной литературы.

У всех, кто побывал на родине автора, остаются приятные эмоции от увиденных пейзажей. Стихи Сергея Есенина отлично передают атмосферу села Константиново Рязанской области. Даже поездки в заграничные страны (Америка, Германия, Франция, Бельгия, Италия) не могли стереть из памяти воспоминания о родных просторах. Им автор посвящает свои осенние наблюдения:
Осень
Тихо в чаще можжевеля по обрыву.
Осень, рыжая кобыла, чешет гривы.
Над речным покровом берегов
Слышен синий лязг ее подков.
Схимник-ветер шагом осторожным
Мнет листву по выступам дорожным
И целует на рябиновом кусту
Язвы красные незримому Христу.
Знаменитый образ «золотой рощи» взят из детских воспоминаний о родном селе. В каждой строке поэта чувствуется нежность и любовь к природе своего края. Друг Есенина, Мариенгоф отмечал, что поэт редко бывал на родине в селе Константиново, потому что на него там нападала тоска. Вероятно, Есенин желал стать городским жителем, и прикладывал к этому усилия, но его лирика была пронизана воспоминаниями о малой родине. Он любил ее и тосковал по ней, а потому не мог задерживаться там долго. Слишком велик был соблазн остаться дома и порвать с городской жизнью, принесшей автору столько огорчений и разочарований.
Тем не менее, у Есенина есть короткие стихи об осени, где он ни словом не проговаривается о своей печали. С них проще всего начать знакомство ребенка с лирикой поэта. Он все равно еще пока не в состоянии понять муки и страдания души творца, ему чужды взрослые проблемы. Поэтому лучше выбирать либо стихи, представляющие собой зарисовки природы, либо брать отрывки из более личных произведений автора, где он дает волю слезам.
Осень! Небо тучно,
Ветер шумит.
Природа скучно
Всюду глядит.
Цветы поблёкли;
Деревья голы:
Сады заглохли,
Печальны долы.
И птиц не слышно,
Все улетели.
В последний раз весне
Песню спели.
Осень! Небо тучно.
Дождик льет,
Печально, скучно
Время идет.
Стихотворение «Отговорила роща золотая» написано в 1924 году. К этому времени поэт успел пожить в Москве и Петербурге, попутешествовать по Средней Азии, побывать в Поволжье. Но природа родного края по-прежнему отзывалась в нем волшебной музыкой творчества. Все его самые известные стихи родом из дома, из родного деревенского сада. Данное произведение нельзя назвать коротким и простым, но его необыкновенная мелодичность и типично осенняя печаль найдут отклик в юной душе.

Отговорила роща золотая
Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник
Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.
О всех ушедших грезит конопляник
С широким месяцем над голубым прудом.
Стою один среди равнины голой,
А журавлей относит ветер в даль,
Я полон дум о юности веселой,
Но ничего в прошедшем мне не жаль.
Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть.
Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадет трава.
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.
И если время, ветром разметая,
Сгребет их все в один ненужный ком.
Скажите так. .. что роща золотая
Отговорила милым языком.
[1924]
«Загадать бы какое желание» - вопрошает поэт в своем стихотворение «Листья падают, листья падают» В 1915 году у Есенина было одно желание - познакомить читателя со своими литературными произведениями. Как знать, смог бы пробиться провинциальный автор без содействия корифеев литературы: Блока, Мурашева и Городецкого? Рекомендательные записки этих людей способствовали появлению стихов Есенина в столичных литературных журналах.

Ранние стихи Есенина показывают единение человека и природы. Они наполнены гармонией. Нет лишних слов и метафор. Поэт, как-будто, учится у природы мудрости.
Песни, песни, о чем вы кричите
Песни, песни, о чем вы кричите?
Иль вам нечего больше дать?
Голубого покоя нити
Я учусь в мои кудри вплетать.
Я хочу быть тихим и строгим.
Я молчанью у звезды учусь.
Хорошо ивняком при дороге
Сторожить задремавшую Русь.
Хорошо в эту лунную осень
Бродить по траве одному
И сбирать на дороге колосья
В обнищалую душу-суму.
Но равнинная синь не лечит.
Песни, песни, иль вас не стряхнуть? ..
Золотистой метелкой вечер
Расчищает мой ровный путь.
И так радостен мне над пущей
Замирающий в ветре крик:
«Будь же холоден ты, живущий,
Как осеннее золото лип».
Пребывание за границей разочаровало лирика. Он отмечал, что за внешним лоском иностранной культуры не находит души. В России в те времена царили разруха и нищета, но душа и духовность всегда присутствовали в нашей жизни.
В стихах поэта душа тоже есть, и это чувствуется в каждой строчке. «Клен ты мой опавший» - наглядное тому подтверждение. У Есенина клен выступает живым существом, собеседником и другом.
Клён ты мой опавший
Клён ты мой опавший, клён заледенелый,
Что стоишь, нагнувшись, под метелью белой?
Или что увидел? Или что услышал?
Словно за деревню погулять ты вышел
И, как пьяный сторож, выйдя на дорогу,
Утонул в сугробе, приморозил ногу.
Ах, и сам я нынче чтой-то стал нестойкий,
Не дойду до дома с дружеской попойки.
Там вон встретил вербу, там сосну приметил,
Распевал им песни под метель о лете.
Сам себе казался я таким же кленом,
Только не опавшим, а вовсю зеленым.
И, утратив скромность, одуревши в доску,
Как жену чужую, обнимал березку.
[28 XI 1925]
Читая стихи Есенина, кажется, что талант поэта был неоспорим, и молодой автор купался в славе и богатстве. На самом деле все было по-другому. Творческий путь Есенина был тернист. Когда юный поэт переехал в Москву, он пытался напечатать свои творения, но литературные редакторы в упор не замечали его таланта. Москву Есенин называл «бездушным городом», от которого надо бежать. Культурная жизнь страны в тот период была сосредоточена в Петербурге. Именно туда и решил поехать Есенин, не найдя своего счастья в Москве.
Закружилась листва золотая
Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду.
Я сегодня влюблен в этот вечер,
Близок сердцу желтеющий дол.
Отрок-ветер по самые плечи
Заголил на березке подол.
И в душе и в долине прохлада,
Синий сумрак как стадо овец,
За калиткою смолкшего сада
Прозвенит и замрет бубенец.
Я еще никогда бережливо
Так не слушал разумную плоть,
Хорошо бы, как ветками ива,
Опрокинуться в розовость вод.
Хорошо бы, на стог улыбаясь,
Мордой месяца сено жевать…
Где ты, где, моя тихая радость,
Все любя, ничего не желать?
[1918]
«Буря» Есенина, вызывает у читателя живописные образы разбушевавшейся реки, грозной и могучей. Вероятно, во времена юности поэта все так и было. Но сейчас, гуляя по Есенинским местам, таких масштабных и грозных картин не увидишь. За прошедшее столетие река сильно обмелела, и уже не поднимает в гневе «водяные кручи».

Буря
Дрогнули листочки, закачались клены,
С золотистых веток полетела пыль…
Зашумели ветры, охнул лес зеленый,
Зашептался с эхом высохший ковыль…
Плачет у окошка пасмурная буря,
Понагнулись ветлы к мутному стеклу
И качают ветки, голову понуря,
И с тоской угрюмой смотрят в полумглу…
А вдали, чернея, выползают тучи,
И ревет сердито грозная река,
Подымают брызги водяные кручи,
Словно мечет землю сильная рука.
[1913—1915]
Коронный прием Есенина - олицетворение природы. В его стихах она всегда живая, настоящая, выраженная в конкретном образе, динамичном и прекрасном. Каждая сила окружающего мира действует так же, как и человек, поэтому так понятна и близка читателю. За это мы так любим стихи Есенина об осени - в них мы остро ощущаем неповторимую красоту этого периода. В них осень оживает и становится настоящей волшебницей.
Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось,
Что совсем-совсем немного
Ждать зимы седой осталось.
Ах, и сам я в чаще звонкой
Увидал вчера в тумане:
Рыжий месяц жеребенком
Запрягался в наши сани.
Если стихотворение кажется Вам слишком длинным и сложным, разбейте его на строфы и учите каждую по отдельности. Зачастую в лирических произведениях нет сюжета, что позволяет воспринимать их фрагментарно, по частям. Это облегчит ребенку процесс запоминания и позволит сконцентрироваться на малом объеме. Не стоит заставлять юного читателя запоминать сразу все. Насилие над памятью отобьет охоту учиться. Лучше усложнять задачу постепенно, чтобы результат был эффективен.
Гляну в поле, гляну в небо —
И в полях и в небе рай.
Снова тонет в копнах хлеба
Незапаханный мой край.
Снова в рощах непасеных
Неизбывные стада,
И струится с гор зеленых
Златоструйная вода.
О, я верю — знать, за муки
Над пропащим мужиком
Кто-то ласковые руки
Проливает молоком.
Иногда стихотворения Есенина об осени заканчиваются слишком уж печально. Ребенку ни к чему навязывать переживания, которые он еще не в силах понять. Поэтому можно разучивать отрывки из грустных произведений автора, которые начинаются с пейзажных зарисовок. В этих прекрасных строках юный учитель найдет всю прелесть описаний осени.
Покраснела рябина,
Посинела вода.
Месяц, всадник унылый,
Уронил повода.
Снова выплыл из рощи
Синим лебедем мрак.
Чудотворные мощи
Он принес на крылах. (отрывок)
Это далеко не все стихотворения Есенина об осени, но остальные работы либо слишком сложны для детского восприятия, либо вовсе не коротки. Даже эти произведения понятны далеко не всем взрослым, что уж говорить о детях. Сегодня многие слова вышли из употребления и уже потеряли актуальность, и объяснить их может лишь словарь Даля. Но ведь тем и ценна классическая литература! Она расширяет кругозор, обогащает словарный запас и делает нас незаурядными личностями с оригинальным мышлением.

Автор: Дионисия Вяземская
Оцените материал:
  • Просмотров: 266



  • Хотите обсудить статью? Не пропустите ни одного комментария!

    Получайте самые свежие мнения на почту

    Получить

Оставить комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив