Как выучить с ребенком алфавит?


Малыш только родился, а маме не терпится наполнить детскую игрушками, трогательным декором и даже яркими постерами для изучения алфавита. Знакомая ситуация? Впрочем, всему свое время, и время готовиться к знакомству с буквами родного языка наступает задолго до школы. И не потому, что отчаянно хочется вырастить вундеркинда, а в силу того, что узнавание отдельных букв – естественный процесс, свойственный детям, как правило, с 3-4 лет. Поговорим о том, как быстро и легко выучить с ребенком алфавит, и какие хитрости помогают в этом современным мамам и папам.

Зачем все это нужно?

Вопрос резонный, потому что многие родители обескуражены заявлениями логопедов вроде «учить нужно не алфавит, а буквы, порядок их не важен». Как это не важен, неужели такая пропасть между бумерами и зумерами? Спокойствие, только спокойствие, сейчас во всем разберемся.

Зачем учить алфавит дома? Да хотя бы потому, что дети воспринимают буквы как символы, которые встречаются то там, то здесь. Вывески на магазинах, надписи на бытовой технике, названия на коробках с игрушками не могут ускользнуть от взгляда ребенка. Они (в меру своих возможностей, конечно) выстраивают закономерности, логику, ищут сходства, и для них узнанная в разных местах одна и та же буква – огромное открытие.

А вот именно алфавит, то есть структурированный буквенный ряд, нужен для развития логики, абстрактного мышления, умения вычленять отдельные/нужные символы из длинного ряда или списка. Речь именно о дошкольной актуальности изучения алфавита.

Как быстро выучить алфавит с ребенком? Односложный ответ только один – играя. Способов игры много, но все они далеки от сидения над книгой, тыканья указкой и требования запомнить незапоминаемое. Такие уроки, выстроенные без учета возрастных особенностей, только отбивают у малышей тягу к знаниям. И это опасно, потому что учиться и постигать этот мир – естественная, базовая потребность абсолютно каждого ребенка.

С чего начать?

Как бы банально это ни звучало, но с буквы А. Не нужно изобретать велосипед, это дальше будет ряд гласных, будет ряд согласных и улавливание разницы между ними. А пока открывает обучение первая буква алфавита, которая будет появляться в жизни малыша часто и иногда неожиданно. И организуют это появление творческие родители.

Как помочь ребенку выучить алфавит:
  • Играть с буквой. Сначала малыш видит пластмассовую буковку на магните, которая «прицепилась» к холодильнику. Потом она же, только картонная, выпадает вдруг из книги. Потом эта же – вот проказница – оказывается нарисованной сгущенкой на блинчике. Ну что будешь делать? Запомнишь, подружишься, и начнешь искать, где еще она прячется.
  • Искать букву. А потом Вы можете дать малышу журналы, где его задача будет находить букву и обводить в кружочек. Поощрение за особый улов – на усмотрение мамы, но для первых уроков точно не помешает. Кстати, угощение тоже может быть на букву А, апельсин, например.
  • Делать буквы. Лепить из пластилина, рисовать, выводить веточкой на земле, делать из конструктора – стоит только начать, и ребенок предложит Вам новые способы творческой презентации буквы.
Главное, придерживаться системы и регулярности, выстраивать собственный план, которому ребенок будет следовать. Дети - все-таки режимные существа, потому сбой программы их озадачивает, а вот общая логика и последовательность действий – успокаивает и двигает вперед.

Игровая методика для ребенка 3-5 лет

Если малыш уже начал вовсю болтать, и его интересует, кажется, все на свете, любопытство можно направить в образовательное русло. Хотя сам он даже не будет догадываться, что учится. Ведь игра же!


Как выучить с ребенком алфавит дома:
  • Включаем песенки. От попевок Зайцева до современных вариаций, которые найдутся в интернете. Все, что поется, запоминается априори лучше. А еще это весело и можно официально подурачиться. И взрослым тоже.
  • Открываем алфавит. Представьте, что Вы купили красивый постер с алфавитом. Каждый сектор с буквой нужно закрыть листиком (используя любой удобный способ, от двухстороннего скотча до применения стикеров), и открывать строго по одной букве. Учим А, значит, открываем только ее и т.д.
  • Тестируем дидактические игры, упражнения, чтобы выучить алфавит с ребенком. Дети разные, а значит, то, что очаровало одного малыша, не обязательно сработает с другим. Потому сдаваться не нужно. Если какой-то ребенок с удовольствием играет в буквенные кубики, это следует поощрять. Но если ему они не интересны (возможно, он аудиал) с ним буквы нужно пропевать, рассказывать про них сказки и т.д.
Сбиваться нельзя – малыш не поймет таких экспериментов. Если купили кубики Зайцева, следуйте этой методике. И только когда понятно, что пока она не заходит, пробуйте другое. И так с каждым предложенным выше вариантом.

Учим гласные

Что точно не помешает, так это сделать буквенные карточки. Если речь о гласных, пусть А, О, У, Ы, Э, И будут красными, а йотированные гласные – Я, Е, Ю, Ё – оранжевыми или желтыми. Буквы нужно сравнивать и находить им пару. Сначала родитель складывает карточки парами («дружит» их), потом предлагает ребенку. С первого раза малыш вряд ли запомнит, но спешить и ни к чему.
Игры с гласными на карточках:
  • Найти пару. Карточки можно перемешать, и предложить ребенку составить пары из красных и желтых буковок.
  • Срочно ищем букву. Произнесите букву, которую ребенок должен найти. Несколько раз, не спеша. Дождитесь правильного ответа. Скажите, что буква опаздывает на поезд (спешит в школу, ее ищут в типографии), чтобы ребенок не просто искал карточку, а действительно играл.
  • Исправь ошибки. Расставьте пары (А-Я, У-Ю и т.д.) неправильно, смешайте буквы. Скажите малышу, что сегодня учитель - он, и должен исправить ошибки. Если не хотите пошатнуть свой родительско-педагогический авторитет, «свалите» всю вину за перепутанные пары на миньона, динозаврика или единорожку.
Занятия можно повторять каждый вечер, буквально 15 минут хватит, чтобы отработать тему. Если малыш согласится, можно устраивать пропевания букв на мотив известных ему песенок. Например, попросить спеть (вместе с мамой) «Я на солнышке лежу» с использованием только буквы А, У, Я и т.д.

Учим согласные

Карточки с согласными также пригодятся, только эти буквы будут синего цвета, голубого, фиолетового. Например, К- синего, Г- голубого, а непарные согласные можно сделать фиолетовыми. Это визуальное деление пока не так важно для малыша, но срабатывает как дополнительный фактор дифференциации, можно сказать, подсознательный.

Быстрые способы для ребенка 6 и 7 лет

Дети школьного возраста, а 6 и 7 лет – возрастная норма готовности к школе, они быстрее анализируют информацию, запоминают, выстраивают логические связи. Потому и арсенал приемов и способов расширяется.
Как правильно выучить с ребенком алфавит:
  • создать обучающую среду – постеры, буквы на холодильнике, кубики и т.д.;
  • смотреть специальные мультики – их много, они так и называются («Учим буквы»);
  • не гнаться за грамотным выстраиванием ряда, прежде чем ребенок не проговорит (пропоет, пролепит, прорисует) каждую букву по отдельности.
В процесс нередко вмешиваются бабушки, которые традиционно знают, как лучше ребенку выучить алфавит. Если их методы далеки от Ваших, нужно вежливо, но решительно отстаивать свои способы. В противном случае, ребенок станет заложником бытового педагогического конфликта, и решит, что школа и учеба – отвратительное дело, пора уходить от этого всего во внутреннюю эмиграцию.

Учим гласные

Используйте мудборд (металлический, а может, в виде пробковой доски), магнитную доску или грифельную, что угодно – но в процессе обучения должна присутствовать рабочая область. На ней только актуальное, важное, а не все карточки и постеры сразу. 
Гласные учатся парами, чтобы ребенок не путал А и Я, О и Ё и т.д. Только когда все пары он знает, умеет их «подружить», не путает написание, можно переходить к согласным. Давайте ему поисковые задания, просите соединить буковок-друзей, предлагайте расселить буквы в домик для гласных и т.д.

Учим согласные

Сразу обратите внимание, что согласных больше. Они также образуют пары, и на этом моменте надо остановиться. Используйте те же приемы, от поиска букв до расселения их по домику. Каждый день находите 15-20 минут на игру в буквы. Слово «учиться» не произносите слишком часто, если ребенок еще не школьник, его более мотивирует «играть». 

Когда и согласные ребенок выучил, он готов к смешению этих двух царств. А значит, и слоги не за горами. В школе методика изучения немного другая, но если хочется позаниматься с ребенком до школы, спокойно можно следовать всем предложенным методам. Нет, не будет первоклашка скучать, наоборот, ему не придется повторять ровно то, чему учили родители. Он будет закреплять знания, погружаясь в новый способ подачи информации, в коллективную деятельность и т.д. Более того, сейчас преподаватели в первых классах часто акцентируют внимание на том, что ребенок должен приходить в школу со знанием алфавита и цифр. Без этого малыш уже будет заранее отведен в группу не самых успешных и умных детей, а это не очень-то хорошо. В некоторых школах даже есть отбор в классы «получше» и «похуже», поэтому уже в первом классе важно показать уровень знаний, достойный лучшего отделения.

Советы психологов

Первый и главный совет – не стремитесь загнать ребенка в рамки. Если Васенька из квартиры напротив в 6 лет уже Ремарка читает и за Пелевина принялся, не нужно пытаться в кратчайшие сроки заставить своего Петеньку овладеть грамотой. О последствиях таких «соцсоревнований» выросший ребенок, возможно, будет рассказывать психологу, только парой советов дело не обойдется.

Как быстро выучить с ребенком алфавит – что говорят психологи:
  • обнаружить оптимальное время, заметить, когда его любопытство готово быть удовлетворенным, когда малыш настроен на изучение нового;
  • искать простые решения – повторять буквы можно в транспорте, возвращаясь домой, перед сном или во время прогулки;
  • стимулировать к продолжению занятий – маленькие поощрения, стикеры и смайлики в специально заведенном дневничке будут радовать малыша;
  • включать фрагменты занятий в обычную игру – сядьте на пол с ребенком, возьмите в руки его куклу или робота из ЛЕГО, и пусть они, любимые игрушки, устраивают импровизированный урок, малыш присоединится мгновенно;
  • запастись терпением – если в 3 года ребенок еще не выучил алфавит, пробуйте в 4 и т.д., заветный час обязательно настанет.
И не забудьте отметить восхождение на Эверест – именно с этим можно сравнить выученный алфавит. Тогда праздничная пицца, тортик или фруктовый салат по случаю взятой интеллектуальной высоты будут особенно вкусными для маленькой умнички.

Автор: Екатерина Иванова
Оцените материал:
  • Просмотров: 638



  • Хотите обсудить статью? Не пропустите ни одного комментария!

    Получайте самые свежие мнения на почту

    Получить

Оставить комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив