Как научить ребенка разговаривать


С рождением ребенка наша жизнь меняется кардинальным образом. Мы ждем, когда малыш начнет ползать, смеяться, произносит определенные звуки и т.п. Но особый восторг вызывают первые детские слова, хотя зачастую дети сами не понимают, что сказали. Ведь до определенного возраста все произносимые ребенком слоги - это всего лишь набор подслушанных и повторяемых звуков. Однако со временем речь ребенка усложняется и примерно в возрасте 1,5-2 года она изобилует коротенькими предложениями, в основном бытового характера - дай попить, хочу есть и т.п.
 
 Как научить ребенка разговаривать

В возрасте 2-3 лет дети должны уже говорить небольшими фразами. Конечно, подобного рода рамки развития весьма условны. Например, один ребёнок может уже в 1,3 разговаривать как 2-летний, а некоторые лишь к трем годам начинают произносить осмысленный слова. И вот тут как раз следует четко понимать, почему ребенок не разговаривает: просто не хочет (встречаются и такие молчуны) или у него развивается патология речевого развития. Последнее уже требует консультации специалистов.
 
Так как же поступить родителям: пустить все на самотек и ждать, когда малыш сам начнет что-то понимать, а затем и говорить. Или же помочь ему быстрее освоиться с новым для него умением. Но тогда, как научить ребенка разговаривать, не причинив ему вреда?

Развиваем речь ребенка с рождения. Учимся говорить

Речь необходима детям для их полноценного развития. И развивать ее необходимо уже с момента рождения, постоянно общаясь с ребенком. Впрочем, сегодня врачи уверяют, что начинать процесс обучения речи следует еще в утробе матери, примерно с 15-ой недели беременности, когда дети начинают реагировать на звук.

Стадии развития речевого поведения ребенка

Все дети развиваются по-разному. Но стоит понимать, если ребенок отстает в речи больше чем на один возрастной период - пришла пора обратиться к логопеду. Не надо думать, что все произойдет самостоятельно. Ребенок только тогда научится говорить, когда его родители создадут для него все необходимые предпосылки для развития речи.

1 период: 0-6 месяцев

Когда ребенок родился - он учится познавать мир вокруг себя. У него обостряются все чувства, в том числе и слух, который играет не последнюю роль в обучении речи. В течение первых месяцев малыш вслушивается в звуки, а затем пытается на них реагировать, в основном, улыбаясь.
 
В 3-4 месяца дети уже пробуют воспроизвести услышанное, конечно, чаще всего на своем «детском» языке. Но, тем не менее, эти звуки являются первым проявлением речи. И уже ближе к полугоду ребенок должен не только «агукать», но и понимать смысл слов, произносимых взрослыми.

2 период: 6-12 месяцев

В данный возрастной период у детей закладываются такие процессы как умение слышать и повторять. Малыш должен уже понемногу начинает концентрировать свое внимание на предмете (книжке, песенке и т.п.). Основным упражнением для развития речи является повторение: родителями необходимо многократно произносить звуки и слова, чтобы ребенок мог без труда их запомнить. В это же время формируется пассивный запас словаря ребенка, который в будущем поможет ему легче справиться с новыми словами.

3 период: 1-1,5 года

В возрасте от года до полутора важно научиться разговаривать с ребенком не сюсюкая, а «по-взрослому». Таким образом дети учатся произносить слова правильно, не коверкая их до неузнаваемости. Впрочем, даже если малыш пытается на своем языке называться те или иные предметы, людей или животных, родителям ни в коем случае не следует поддаваться подобному поведению свой крохи.
 
В этот период важно по возможности способствовать расширению словарного запаса ребенка. Необходимо использоваться несложные фразы и постепенно закреплять сказанное. Например, сначала сказать: это шар - шар красный - шар красный и круглый - шар катится. В конце ребенок поймет полностью всю фразу и, если произнести ее целиком - малыш должен либо взять этот шар, поиграться с ним или принести его родителям.
 
 

4 период: от полутора до трёх лет

Если ребенок в возрасте до 3 лет шепелявит, искажает услышанное, а его запас слов (как активный, так и пассивный) менее 200 единиц (отдельных слов или их частей), следует обратиться за помощью к специалистам.
 
Отоларинголог определит, имеются ли проблемы в развитии речевого аппарата. А логопед - поможет справиться, если вопросы касаются неразвитости мимических мышц (именно они затрудняют произношение некоторых слов).
 
Можно помочь ребенку и самостоятельно, например:
 
• отучить малыша от соски, которая способствует искривлению прикуса и затрудняет артикуляцию,
 
• читать ребенку различные сказки и несложные стишки, чтобы он мог без труда их повторять,
 
• развивать мелкую моторику, используя не только пальчиковую гимнастику, но и различные вспомогательные действия. К таковым можно отнести лепку, рисование, игры с тестом и мелкими предметами.
 
• учить ребенка скороговоркам, которые хорошо развивают речь.
 
Предварительно малыш должен выполнить нехитрую гимнастику для мышц лица:
 
• вытянуть трубочкой губы,
 
• растянуть рот в улыбке,
 
• надуть несколько раз щеки (и сдуть их),
 
• повытаскивать как можно дальше язык,
 
• по очереди произнести согласные, как можно тщательно проговаривая их.
 
Только после этих упражнений следует приступать к занятиям. Чтобы научить ребенка разговаривать следует постоянно комментировать свои действия, побуждая малыша также произносить новое для него слово.
 
В разговоре с ребенком важно смотреть ему прямо в лицо и четко проговаривать все слова, чтобы он видел артикуляцию. Звуки при этом следует произносить как можно чётче и громче, не использоваться простые слова, т.е. называть вещи своими словами (осьминог так осьминог, а не что-то другое).
 
Не стоит забывать о глаголах, которые помогают построить предложения. Чем раньше ребенок научится их распознавать и понимать, а в будущем и произносить, тем легче ему будет выстроить фразы. Используйте противопоставления и обозначайте признаки предметов - так вы сумеете обогатить словарный запас своего ребенка.Как научить ребенка разговаривать в 3 года

Есть ли причины для беспокойства

Если в районе 8-9 месяцев ребенок не понимает элементарных вещей, например, когда обращаются именно к нем или не понимает вопроса «где мама», родителям стоит насторожиться, чтобы не пропустить момент, когда справить с проблемой станет сложнее. Консультация специалиста требуется также, если малыш:
 
• к двум годам практически не разговаривает, даже используя элементарные слова,
• у него наблюдается повышенное слюноотделение (по достижению трёх лет).
• не может справиться с простой артикуляцией,
• упрощает слова (особенное, если ему уже 3-4 года),
• гнусавит, искажает слова или делает паузы, добрая воздуха,
• при отсутствии собственных слов говорит фразами из мультиков или книг,
• копирует услышанное,
• становится нервным и раздражительным, когда его чему-то учат.
Родителям, чьи дети никак не могу научиться говорить, можно предложить следующее:
 
• отказаться от языка жестов, особенно если он используется малышом в качестве основного. Только не следует ждать, что процесс исправления будет быстрым, к тому же не все слова следует заменять жестикуляцию. Подобное будет уместно, если ребенку читают сказку или требуется проявление эмоций. В иных случаях, например, если от него требуется взять машинку или другую игрушку, жесты будут вполне уместны.
 
• проговаривать все совершаемые действия, чтобы ребенок слышал и понимал, что вы делаете, или хотите он него;
 
• не говорить одинаковыми фразами - важно чтобы дети понимали, что один и тот же предмет или действие можно обозначить по-разному;
 
• стимулируйте ребенка на общение - задавая вопросы, показывайте своему малышу, что ждете от него реакции. Используйте такой прием как «забывание» - в конце сказки или стихотворения недоскажите слово или фразу, и рано или поздно ваш ребенок повторит её за вас.
 
• постоянно занимайтесь с ребенком упражнениями, способствующими развитию мелкой моторики. Заодно объясняйте, что вы (или он) делаете в данный момент. Например, кружка и стакан - расскажите ребёнку, что у них есть общего и для чего они предназначены.
 
• исключите просмотр телевизора. К сожалению, темп нашей жизни таков, чтоб полностью изолировать детей от просмотров мультфильмов и других детских телепередач мы не можем. Поэтому необходимо свести время за экраном к минимуму, а телевизор заменить развивающими (но не электронными) играми.
 
Любые занятия, направленные на развитие речи, следует проводить ежедневно, затрачивая на обучение сначала около 15 минут, а затем - до 40-50 минут. Помните, что научить ребенка говорить - задача хоть и сложная, но посильная, главное - было бы желание. Не стоит пускать все на самотек, необходимо сделать все возможное, что ребенок вырос развитой личностью, радовал вас живым умом и замечательной памятью, умел общаться и хорошо поддавался обучению.
 
Оцените материал:
  • Просмотров: 6 071



  • Хотите обсудить статью? Не пропустите ни одного комментария!

    Получайте самые свежие мнения на почту

    Получить

Оставить комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив