Получайте последние новости первыми
21 сентября, 11:09
4567 6

Ребенку 3 года не разговаривает

Как разговорить «молчуна»: что делать, если ребенок не говорит в 3 года

Всякий ребёнок – личность, которая развивается в строго индивидуальном темпе. Эта непреложная истина относится и к речевому развитию, поскольку один карапуз уже в полтора года сыплет словами, а другой и в четыре годика молчит, словно сыч. Однако имеются определённые возрастные нормы, по которым можно судить, насколько малыш отстаёт или опережает своих ровесников. Например, иной трёхлетка способен выстраивать речевые цепочки с употреблением различных частей речи. Но так случается не со всеми ребятишками, вот почему сегодня мы поговорим о том, что волнует многих родителей: ребенку 3 года – не разговаривает, не поддерживает беседу.
 
Ребенку 3 года не разговаривает
 

Как в норме развивается речь?

Специалисты выделили несколько нормативных периодов формирования речи, по которым можно судить, как развивается эта высшая психическая функция у ребёнка. Если у крохи имеются какие-либо проблемы с языковыми навыками, необходимо вспомнить, насколько точно он проходил указанные ниже этапы:
 
8 недель – малыш интонационно выражает радость и недовольство;
 
3 месяца – появляется агуканье и повторение некоторых звуков;
 
5 месяцев – кроха начинает повторять слоги;
 
12 месяцев – в детской речи возникают первые словечки;
 
24 месяца – маленький говорун произносит предложение из двух-трёх слов;
 
2, 5 годика – время появления многочисленных вопросов;
 
3 года – ребёнок обладает словарём в 300-500 слов, выстраивает фразы, которые состоят из различных частей речи, включает в предложения предлоги;
 
4 года – малыш говорит на понятном взрослому языке.
 
Безусловно, эти данные являются усреднёнными, однако игнорировать их также не следует, поскольку сравнение с такими показателями позволяет говорить о приблизительном соответствии возрастным нормам.
 
Что же касается трёхлетнего возраста, то мама и папа уже управляют поведением ребёнка при помощи речи, а не жестового языка или коротких слов («дай», «принеси», «кошка»). Теперь родители могут передавать малышу двухсложную инструкцию. Например, «Сначала сними кофточку, а потом брюки».
 
Опять же в норме трёхлетка уже должен понимать простую речь окружающих людей. А вот внятное произношение не всегда формируется именно к этому возрасту, поскольку оно возможно, если достаточно развит периферический речевой аппарат, включающий органы дыхания, зубы, язык, мягкое нёбо и т.д.
 
Если же ребенок не говорит в 3 года, необходимо обратиться к специалистам, установить причину недоразвития речи и выбрать правильную тактику работы с малышом. Ведь затягивание грозит серьёзным отставанием детей от ровесников. А чем старше ребёнок, тем сложнее наверстать упущенное.

Почему ребёнок не разговаривает?

Некоторые «неполадки» в физическом и психологическом развитии протекают совершенно незаметно от родителей и обнаруживаются только на плановом медицинском осмотре. Если же родители замечают отставания в развитии языковых навыков, посещение невролога обязательно. Узкий специалист установит точные причины нежелания или неумения ребёнка общаться.
 
На дальнейшее формирование речевых функций большое влияние оказывают множественные физиологические факторы, которые к тому же могут ещё и сочетаться. Среди частых причин недоразвития речи выделяют следующие:
 
 - недостаток кислорода в течение всего периода вынашивания малыша или асфиксия во время родов;
 
 - недоношенность или, напротив, переношенная беременности (в первом случае мозговые зоны недостаточно сформированы, во втором – возможны проблемы при родах из-за большой массы ребёнка);
 
 - осложнённая родовая деятельность;
 
 - приём каких-либо серьёзных медицинских препаратов, негативно повлиявших на развитие основных систем органов у плода (особенно опасны лекарства в первом триместре);
 
- патология органов слуха – речь и слух тесно связаны друг с другом, поэтому часто языковые умения запаздывают из-за проблем со звуковосприятием.
 
Нельзя отрицать и вероятность так называемой социальной депривации (неудовлетворение жизненно важных потребностей). Если ребёнок с первых недель жизни предоставлен сам себе, то речевые навыки не развиваются из-за недостатка общения и стимулов к коммуникации.
 
Некоторые родители уделяют время лишь уходу за карапузом, не особо касаясь психологического аспекта. К примеру, работа, личные проблемы переходят на первый план, а малышу достаётся в лучшем случае общение с телевизором. Однако в раннем возрасте, когда речь развивается гигантскими темпами, подобное отношение просто недопустимо.
 

Что делать, если ребенок не говорит в 3 года?

Прежде всего, чтобы карапуз залепетал в нормативные сроки, а тем более захотел общаться, необходимо с самого начала жизни формировать точную моторику – именно ручек и пальчиков. Учёные давно доказали, что моторные умения теснейшим образом связаны с речевыми навыками.
 
Опытные специалисты способны «опознать» неговорящего ребёнка по очень простому тесту с условным названием «Покажи палец». Карапузу предлагают показать сперва один палец, потом два-три, демонстрируя образец. Если пальцы двигаются изолировано, значит, предварительно можно говорить о нормальном развитии, при возникновении трудностей (напряжённые пальчики или чрезмерно вялые) предполагают выраженные нарушения речи.
 
Вот почему мамы, столкнувшиеся с такой проблемой, как неумеющий или нежелающий говорить ребёнок, должны понимать, что, прежде всего, важно трудиться над совершенствованием мелкой моторики и стремиться к ловкости и координированности в работе пальчиков. Это будет великолепным заделом для успешного развития речи.
 
 Что делать если ребенок не говорит в 3 года
 
В качестве примера приведём самые обыденные занятия, которые могут выполнять родители без специального образования и навыков:
 
 - Пальчиковые игры и гимнастика (уже с полугода и даже раньше), сопряжённые с чтением коротких стишков и потешек; ​ обязателен массаж ручек и каждого пальчика в отдельности;
 
 - Обучение застёгиванию и расстёгиванию различных застёжек – пуговок, молний, липучек, шнуровок;
 
 - нанизывание на леску или шнурок крупных бусинок, макаронин;
 
 - перебирание и сортировка фасоли, прочих зерён;
 
 - забавы с различными вкладышами;
 
 - разрывание пальчиками бумажек или обычных газетных листов;
 
 - игры с пластилином или мягким тестом.
 
Как видите, для реализации подобных игр не требуется никаких дополнительных затрат, необходимо лишь желание мамы ускорить детское развитие. Во всех перечисленных развлечениях активнейшим образом участвуют пальцы. Однако важно понимать, что все забавы с мелкими предметами должны проходить под строгим родительским контролем.
 
Здесь мы намеренно не касаемся медицинских аспектов развития речи, поскольку серьёзные языковые трудности в раннем возрасте ВСЕГДА тянут за собой или являются следствием других психофизических проблем, вплоть до умственной отсталости. Поэтому крайне важно пройти комиссию, состоящую из нескольких специалистов, которые и подскажут конкретные шаги. В некоторых ситуациях приём медицинских препаратов обязателен!

Как научить ребенка говорить в 3 года?

Скорее всего, всё нижесказанное вы уже не раз слышали и читали, однако повторить рекомендации специалистов нужно обязательно. Итак, что же советуют логопеды, неврологи, психотерапевты и дефектологи, чтобы ускорить речевое развитие неговорящего трёхлетки? Ваши действия могут быть следующими:
 
1.​ Как можно чаще общайтесь с карапузом. Прогуливаясь по парку, объясняйте каждую перемену в погоде и окружающей среде. Во время приготовления пищи рассказывайте о каждом своём шаге, последовательности действий.
 
2.​ Ваши слова должны быть максимально понятными и чёткими. Предложения формулируйте правильно, говорите медленно, «чеканя» каждый слог. Соблюдайте паузы и промежутки между предложениями. И обойдитесь без сюсюканий. Обязательно задавайте ребёнку вопросы, требующие развёрнутый ответ.
 
3.​ Откажитесь от излишне частого просмотра телевизора, даже если там демонстрируют развивающие передачи. Для любого карапуза крайне важна живая эмоциональная речь, а для неговорящего – она необходимо вдвойне или втройне. Поэтому читайте сказки, пойте веселые песни, побуждая кроху к вам присоединиться.
 
4.​ Не торопитесь заканчивать знакомый ребёнку стих или рассказ – произнеся начало строки или предложения, предлагайте ему сказать окончание. Обязательно рассматривайте картинки и изображения в книжках, прося назвать животное или предмет, изображённый на них.
 
5.​ Не нужно выполнять за трёхлеткой каждую его просьбу, сопровождающуюся к тому же жестом. Старайтесь добиваться озвученного прошения, иначе вы никогда не добьётесь желания говорить. Зачем? Ведь мамочка и так всё делает.
 
6.​ Не забывайте, конечно, про пальчиковые игры. Если же проблемы с периферическим речевым аппаратом (например, неправильный прикус), попробуйте поделать миогимнастику. Самый простой способ – «поцелуйчик», когда малыш вытягивает губы и чмокает.
 
7.​ Обязательно занимайтесь работой с натуральными природными материалами. Это может быть собирание фигурок из камней, шишек, вырезание из овощей. Осязание крайне важно для формирования языковых умений.
 
Кстати, ребятишки, пошедшие в садик, начинают развиваться быстрее. Связано это с «окунанием» в языковую среду – ребёнок просто вынужден взаимодействовать со сверстниками, а также причиной тому служит отрыв от матери, которая прежде с полуслова и полунамёка понимала своего молчащего карапуза. 

Игрушки для неговорящего ребёнка

Формирование речи и мыслительных навыков крайне сложно представить без предметной деятельности, то есть без взаимодействия с игрушками. Даже, казалось бы, обычные и ничем непримечательные погремушки в младенческом возрасте выполняют важнейшую роль – развитие слухового восприятия.
 
Для ребёночка до года подойдут также кубики из различных материалов (тканевые, деревянные, пластиковые), пирамидки, обязательны также музыкальные инструменты – свистки, дудочки и барабан. Все они формируют звуковосприятие, тактильные ощущения и мелкую моторику.
 
Годовалому малышу уже вполне можно предоставить безопасную акварель и предложить изобразить что-нибудь необычное. Да, это будут обычные каракули, зато выполненные детскими пальчиками, без помощи взрослых, то есть развивается попутно и самостоятельность.
 
Трёхлетние детки обычно любят рисовать, выкладывать пазлы, собирать узоры из мозаики, конструировать. Неплохая идея – приобрести электронную игрушку, за которой необходимо повторять какие-либо слова. Однако играть в неё нужно понемногу, поскольку живое общения с мамочками никаким «крутым» гаджетом заменить нельзя.
 
 Как научить ребенка говорить в 3 года
 
Если ребенок не говорит в 3 года, не нужно ждать, пока всё «устаканится», а следует незамедлительно обращаться к врачам. Да, каждый карапуз развивается в собственном ритме, отличном от прочих ребятишек, но даже если ваша тревога окажется ложной, вы просто удостоверитесь, что всё хорошо и получите рекомендации, как побудить ребёнка к общению. Если же обнаружится какое-либо отклонение, то следует тут же приступить к лечению и целенаправленным занятиям. А выполняя наши советы, вы поможете своему молчуну скорее заговорить и догнать уже вовсю болтающих сверстников.
 

  • Поделиться:
Загрузка...
  • 3 октября 2016 08:14
  • Ирина
  • Не так давно прошли эту проблему, не разговаривал до 3,5 лет сын, поэтому решили не отдавать в садик, но очень даже зря. Врач посоветовал ввести его в среду детей и буквально через неделю мы уже устали от его болтовни. Главное, не отчаивайтесь
  • 6 октября 2016 01:17
  • Ноточка
  • Действительно, садик и/или общение со старшими детьми очень ускоряет речевое развитие ребенка. А я считаю, что надо с младенчества разговаривать с ребенком, как с человеком, и он быстрее заговорит сам.

    Уточню свою мысль. Разумеется, речь идет о том, что с ребенком надо разговаривать, а не сюсюкать. Говорить нормальным языком, а не просто отдельные слова "кушать" и "гулять". Хотя иногда нужны именно такие простые фразы, чтобы он их повторял.
  • 13 декабря 2016 22:59
  • Татьяна
  • Доброго времени суток!

    Хочу поделиться своей историей! Меня зовут Татьяна! И у меня двое деток! Сейчас им 5 лет сыну и 3 года дочке! Мой старший сын долго не разговаривал. Причем где-то в 1.5 научился говорить мама, папа и баба, но на этом все! Мы ждали, но ничего не происходило.... Дальше речь как остановилась. Мы пытались больше с ним говорить... просить чтобы повторял за нами простые слова... но все ни как. В 2,2 пошли в развивающий клуб. Проходили 8 месяцев, а речи так почти и не добавилось. Естественно мы наблюдались у невролога, периодически пропивали лекарства, ходили в бассейн, но слов прибавилось совсем чуть чуть... Хотя дети его ровесники уже много говорили, пусть не четко, но все же! В три года мы обратились к логопеду! И она четко определила почему он молчит... У нас нарушение фонематического слуха! Т.е. он слышит все, но не схватывает или не успевает запомнить. Логопед объяснила мне и показала как научить сына говорить. Мы начали занятия! Самое сложное было объяснить не говорящему ребенку что ему нужно заниматься и научиться разговаривать! Поверьте очень сложно! На протяжении 3 месяцев мы занимались каждый день по 30 минут. И у нас все получилось!!!! Если кому интересно можете написать мне на почту и я с удовольствием расскажу что мы делали! Сейчас нам 5 лет и мой сын перестал быть отстающим ребенком!!! Всем желаю терпения с вашими малышами, занимайтесь обязательно и все получится!!!! bardakova_gen@mail.ru
  • 22 декабря 2016 12:02
  • Ольга
  • Моя дочка начала разговаривать в полтора года,к 3 она уже вовсю говорила. Я постоянно с ней разговаривала, по телевизору постоянно шли мультики и детские фильмы. Ребенок постоянно слышал человеческую речь и старался повторять ее.
  • 27 декабря 2016 13:40
  • Екатерина
  • Я очень переживала что сын в 1,8 говорит только мяу и гав, а мама и папа говорит редко и впустую. Но врач сказал что к 2 годам заговорит)
  • 13 января 2017 20:05
  • Ольга
  • Дорогие мамочки,не переживайте,вы только подумайте,какой поток информации ребенку надо переварить?раньше у детей были пирамидка,неваляшка и кукла и то в лучшем случае?а сейчас: не успел появиться на свет уже вешают над кроваткой мобиль с музыкой и светом?дальше круче?тут не то чтобы о разговоре подумать,тут и о горшке некода думать??и вообще,каждый ребенок индивидуален,и то что всех ровняют под одну гребенку,считаю полным бредом?

Комментарии

Включите эту картинку для отображения кода безопасности
обновить, если не виден код
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищенной ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера