Причины

3-5 лет
В этом возрасте большое значение имеет опека. Гиперопека и гипоопека. Если ребенок чрезмерно контролируем, если на каждом его шагу подстелена соломка, а любые шаги в сторону самостоятельности пресекаются, агрессия будет понятным следствием. Что значит, не купила мне сок и чупа-чупс, почему? Ты же всегда покупаешь мне по вечерам, почему ты не успела сегодня? Такие вопросы – не редкость от детей, которым привыкли угождать, и капризы которых заканчиваются уступками. Их искренне будет злить любое отхождение от привычного родительского поведения. Все просто: мир им должен, и все тут.Гипоопека – явление обратное, но с тем же ответом в конце задачи. Как привлечь к себе внимание - ребенок зачастую не знает. Точнее, знает не самые конструктивные способы. Он быстро улавливает, что при крике, плохом поведении, негативных выпадах в сторону ровесников и просто других людей, родители тут же сосредотачиваются на нем. Да, они кричат и ругают, но ведь это тоже внимание!
В этом возрасте уже может проявляться и агрессия, вызванная желанием быть лучше всех, и невозможность полного осуществления этого желания. Если родители, так или иначе, подкрепляют это абсолютистское лидерство, они питают агрессию самым верным средством. Столкновение с реальностью, необходимость уступать будут для этого ребенка спусковым механизмом.
6-8 лет

Другой фактор – низкая самооценка. В школе, будем честны, золотое правило педагогики «сравнивать не с другими, а с самим собой» не работает в полной мере. Пока есть оценки, это, в принципе, невозможно. Хорошо, если попали в класс к опытному и высокопрофессиональному педагогу, который может увидеть и понять каждого, найти подход и дать возможность ребенку раскрыться. Увы, есть понятие ярлыков, и есть непоколебимость учительского авторитета, который может быть плитой, накрывающей индивидуальность и всякие попытки ее выразить.
Агрессивный ребенок: причины могут быть самые разные, от подражания ровесникам до низкой самооценки. А ведь еще есть подражание родным. Если в семье принято подавлять, грубо общаться, разрушать личные границы, не считаться с интересами друг друга, стоит ли удивляться, что ребенок стал агрессивным.
Как решить проблему?

Какие пункты будут в этой программе:
- Общение. Его придется наладить/ изменить/ дополнить. От этого точно никуда не уйти, потому что доверительное общение, достаток внимания, выраженный и общением то же, это тот целебный витамин, который даст возможность ребенку измениться.
- Работа с психологом. Не всегда маме и папе удается понять, чего боится ребенок. А ведь ядром агрессии очень часто является страх. Работа с агрессивными детьми строится на том, чтобы понять истоки агрессии, те триггеры, которые ее запускают. Они могут заключаться в страхе остаться одному, в страхе быть ненужным, в страхе быть отвергнутым или осмеянным. Лучшая защита – это нападение, вот какое правило очень часто работает в случае с детской агрессией.
- Нахождение путей правильной эмоциональной разрядки. Когда говорят, что агрессивного мальчишку нужно отдать на спорт, это имеет смысл. Ему нужен выплеск эмоций, и спорт - отличная возможность. Но это не значит, что всех агрессивных пацанов обязательно нужно записать на футбол или каратэ. Ему нужно найти любое занятие по душе, в котором он сможет растворяться, черпать энергию, видеть себя другого – увлеченного, успешного, счастливого. Наконец, видеть себя в кругу единомышленников.
- Запастись терпением. Не все получится сразу. Есть великий соблазн самому взбрыкнуть, поистерить, слить свой негатив на ребенка. Но он еще маленький, и не знает, как справиться со своими эмоциями. А Вы большой, и если не научились работать со своим психологическим здоровьем, то сильно не правы. Хорошая новость в том, что путь по преодолению агрессии ребенка может быть терапевтичным и для взрослого.
Советы психологов

Какие рекомендации может дать психолог:
- Организовать занятия с агрессивными детьми. Мама должна обратиться за психологической помощью, а специалист по запросу записывает ребенка на курс специальных занятий. Только этим проблема не решится, но ходить к психологу – действенный и грамотный способ. Он знает разные игры с агрессивными детьми, различные приемы и методики, которые родителям могут быть неизвестны.
- Ответить на его запрос во внимании. Есть такой мудрый народный совет: «Меньше тратьте на детей денег, но больше тратьте времени». Он созвучен многим профессиональным рекомендациям. Если ребенок не потерял нить привязанности к родителям, если он синхронизирован с интересами семьи, если он чувствует себя нужным и полноценным, агрессии не останется места. И чем младше ребенок, тем действеннее это работает.
- Объяснять ребенку ценность интересов окружающих его людей. Говорить, что он частичка мира, и что его задача так в него встроиться, чтобы быть счастливым и позволить быть счастливыми другим. Все элементарно: его нужно научить видеть других людей. Предложить бабушке помощь, если она устала. Подать руку маме, выходящей из автобуса. Говорить тихо, если в комнате спит маленькая сестренка. Помогать маме накрыть на стол, а не просто требовать обеда побыстрее.
- Проговаривать его страхи, обиды, дискомфорт. Если агрессивный ребенок дома специально уронил портфель старшей сестры, неправильно просто повысить на него голос. Нужно спросить: ты это сделал, потому что тебе кажется, что Аню мы любим больше? Ты считаешь, что мы не слишком внимательны к тебе? Когда он слышит понятное объяснение своей агрессии, он словно возвышается над ней. Она перестает быть такой пугающей. В этом тоже заключается коррекция агрессивного поведения, и это очень важно.
Если ребенок 7 лет агрессивен, не нужно оправдывать это возрастным кризисом. Надо обращаться к психологу и работать. У специалистов существуют и программы профилактики агрессивного поведения детей, которые помогают убрать первые маячки деструктивного поведения.
Истории из жизни

Особенности агрессивного поведения детей очень заметны в следующей истории: маленький Леня был самым большим драчуном в саду. Мама с бабушкой краснели и бледнели, уже только подходя к садику. Они искренне полагали, что снизить эту агрессивность Лени может только большое внимание: цирк, кафе, игровой центр, новые игрушки. Если все это будет у Лени, он не станет чувствовать себя обделенным. И только настойчивость воспитателя заставила маму обратиться к психологу. Все просто – пятилетний мальчик понял способ добиваться своего. Он работал, а значит, зачем его менять? Масла в огонь подливал жесткий, деспотичный отец. С матерью они были в разводе, но когда Леня приходил в гости к папе, тот предпочитал поиграть с ним в «стрелялки». Это был воспитательный максимум со стороны отца. Проблема решилась не сразу, маме тоже пришлось пройти личную психотерапию, чтобы снять с себя чувство вины за развод с его отцом, компенсировать который она и хотела подарками и всяческими уступками.
Проявления агрессии у детей могут быть и такими: Майя росла очень умной, не по годам смышленой девочкой. Она поздно пошла в школу, и в классе была главной отличницей. Потом, в силу семейных обстоятельств, ей с семьей пришлось переехать в другой город, пойти в другую школу, и там заново доказывать, кто она и на что способна. И выяснилось, что в этом классе есть и другие умные ребята, и что корону приходится, пожалуй, отложить. Агрессия в сторону одноклассников была многослойной: оскорбления, желание ударить и толкнуть каждого «умника», зависть и ревность, готовность обесценить результаты других. Майе также потребовались занятия со школьным психологом. Все-таки девочка была умной, рассудительной, и понять, в чем она не права, и почему у нее сложилась такая линия поведения, ей и самой удалось быстро. А вот мама Майи не очень понимала истинные причины и последствия агрессии у детей. Ей было удивительно услышать, что стоит отказаться от требования говорить, кто на что написал контрольную в классе. Она не готова была столкнуться с осознанием, что эгоцентричная девочка, считающая себя априори лучше других, и не способная справиться с элементарной завистью - это и плод ее воспитательных мер.
Выходит, агрессия – душевный сор, прорасти которому зачастую помогают родители. А значит, и выдирать его с корнем придется им тоже, меняя свою гиперопеку на доброжелательность, уважение личных границ и поддержку самостоятельности. Не давить своим авторитетом, не отказываясь объяснять все его «почему» и «зачем мы это делаем», не упрекая его потраченными на него же деньгами и силами.
Путь долгий и непростой, но финиш – прекрасный.
Автор: Екатерина Иванова