Причины
Наблюдается немалое количество причин задержки речи у ребенка, поэтому для точного выявления и решения проблемы рекомендуется побеседовать со специалистами. Приведём перечень распространённых причин, по которым ребенок плохо говорит в 4 года:- Нарушения слуха;
- Осложнения во время беременности (токсикоз, угроза выкидыша и т.д.);
- Болезнь матери во время беременности (хронические заболевания в стадии обострения, инфекции и воспаления, травмы);
- Курение и злоупотребление алкоголем во время беременности;
- Осложнения, связанные с родами (преждевременные роды, травмы во время родов);
- Черепно-мозговая травма у ребёнка;
- Заболевания нервной системы у ребёнка;
- Неблагоприятная атмосфера в семье;
- Гиперопека со стороны родителей;
- Злоупотребление физическими нагрузками;
- Частое умственное перенапряжение ребёнка;
- Наследственная предрасположенность;
- Влияние стрессовой ситуации;
- Безучастное отношение родителей к развитию ребёнка.
Обязательно разберитесь, почему ребенок плохо говорит в 4 года. От ответа на этот вопрос многое зависит.
Советы специалиста
В первую очередь, рекомендуется привлечь к решению проблемы врачей, среди которых:- Невролог;
- Логопед;
- Психолог;
- Отоларинголог.
Однако мало ограничиться выполнением рекомендаций врача. Родители в свою очередь должны позаботиться о создании условий, способствующих быстрому обучению ребёнка, формированию у него правильной речи. Специалисты советуют родителям регулярно заниматься с ребёнком, обеспечивая ему необходимые виды деятельности:
- Пальчиковая гимнастика. Это комплекс базовых упражнений, которые следует выполнять в игровой форме, проговаривая действия и общаясь с ребёнком. Если ребенок очень плохо говорит в 4 года, нужно проводить с ним больше времени, но продуктивно и полезно, а не перед экраном телевизора.
- Творчество. В процессе творческих занятий (рисование, лепка, сбор конструктора) ребёнок учится взаимодействовать с окружающими, в данном случае с родителями. Важно быть вместе с ним и разговаривать как можно больше.
- Развивающие игры. Детские магазины предлагают огромное количество развивающих игр на любой вкус - специально для повышения речевых навыков ребёнка. А вот дидактические игры для дома.
- Логоритмика. Данная техника предполагает выполнение ребёнком двигательных упражнений в сопровождении с речевой деятельностью.
- Чтение. Читайте ребёнку сказки и рассказы, обязательно общайтесь с ним в процессе, просите обратную связь, развивая умение пересказывать текст своими словами.
- Разучивание стихов и скороговорок. В этом возрасте малыши уже могут выучить наизусть коротенькое стихотворение или скороговорку.
- Игры на улице. Не допускайте того, чтобы ребёнок проводил большую часть времени дома. Не ограничивайте его в активных играх на свежем воздухе, общении со сверстниками на детской площадке — всё это тоже способствует развитию речевой деятельности.
Упражнения
Если ребенок очень плохо говорит в 4 года, то необходимо приучить его к выполнению простых, но эффективных упражнений, которые рекомендуют логопеды. Эти упражнения делятся на несколько категорий, каждая из которых способствует развитию правильной речи, решению проблем, препятствующих улучшению речевой деятельности ребёнка.Дыхательные упражнения
- Задувание свечей.
- Дуть через трубочку на воду или бумажные фигурки.
- Дуть в колпачок ручки.
- Подражание звукам животных и предметов (автомобиль, дудочка).
- Надувание щёк и их "лопанье" руками.
- Показывать язычок и зубы.
- Пробовать "лакать" языком подобно кошке.
- Улыбка с показом зубок и без.
- Складывание губ в трубочку.
- Танцы с проговариванием движений ("хлоп-хлоп", "топ", "вверх", «вниз").
- Пение детских песен со звукоподражанием.
- Использование музыкальных инструментов с проговариванием звуков.
- Выбор ребёнком игрушки по описанию родителя (цвет, форма, материал).
- Сортировка игрушек по какому-либо признаку: цвету, форме и т.д.
- Поиск игрушек и проговаривание их признаков.
- Игра в «Ладушки".
- Сгибание, сжатие, соединение пальчиков.
- Сюжетные пальчиковые игры, сопровождаемые стихотворением или песней.
- Сцепление рук в замок.
- Согревание ладошек.
- Различение звуков и их происхождения: что звучит, в какой руке, с какой стороны и т.д.
- Игра в жмурки.
- Выполнение движений под музыку и песни (например, хлопать в ладоши, когда звучит определённое слово).
- Катать внутри рта ягоду круглой формы.
- Тянуть зубами мармеладных червячков.
- Облизывать губы после варенья, мёда.
- Сортировка предметов с помощью пинцета, вилок или палочек.
- Сортировка предметов не ведущей рукой (для правшей — левой).
- Повторение движений за родителем.
Отзывы на форумах
Если ребенку 4 года, а он плохо говорит, не переживайте! Многие родители сталкиваются с подобными проблемами. Мы собрали для Вас отзывы с форумов, которые повествуют о борьбе и преодолении, победах и вере в лучшее:Когда мой сын был маленьким, он имел 8 нарушений речи. Ходил к логопеду в детском садике каждый день, и к школе все проблемы с речью были решены. Сейчас у меня есть дочь, которой 6 лет, и у неё более серьёзные проблемы с речью. Когда ей было 3 года, логопед в детском саду сказал, что я рано бью тревогу. Сейчас я перевела дочь в другой садик, где с ней ежедневно занимается логопед: ей поставили все звуки, и я вижу большие сдвиги. Надеюсь, к школе с речью всё будет в порядке. Всем родителям советую заниматься с логопедом и регулярно дома перед зеркалом. Просите домашние задания у логопеда. С ребёнком надо говорить медленно, выговаривая каждое слово, ведь ребёнок часто повторяет за родителями.
Обязательно нужно обращаться к специалистам. Нас сначала отправили на логопедический массаж. После третьего сеанса дочь как прорвало, сразу новые слова услышали. Оказалось, были проблемы с мышцами языка. Сейчас очень шустро говорит, осталось только поработать над правильным произношением.
Надо развивать мелкую моторику ребенку. Пусть рисует, собирает конструктор, играет с мелкими деталями. Вообще мальчики начинают позже говорить, чем девочки. Мой заговорил почти в 4 года. В медицинском центре логопеды сказали, чтобы ребёнок делал дома упражнения с языком и больше гулял.
Мой ребёнок заговорил после 4-х лет. Нам очень помогло в своё время лечение у рефлексотерапевта. Сдвиги были явные после каждого курса. Плюс регулярные занятия с логопедом-дефектологом.
Моя дочь заговорила в 4 года. С 3,5 лет были занятия с дефектологом. Прорыв на слова сразу предложениями случился после посещения остеопата. До этого все лекарства, прописанные неврологом, не давали никакого результата.
У меня ребёнок не говорил толком до 3,5 лет. Возили к невропатологу, проверяли слух, принимали прописанные препараты. В итоге за одно лето исправили положение. Помимо препаратов были ежедневные занятия по развитию речи, массаж языка, артикуляционная гимнастика. Я занималась с ним сама. И после лета стал лучше говорить, воспитательница его начала понимать.