Картотека дидактических игр для дошкольников


Картотека дидактических игр – это список конкретных развивающих игр, которые подходят определенной группе участников по каким-либо признакам. Здесь мы представим варианты обучающих игр, рассортированные по трем направлениям:
  1. По группам в детском саду и по возрасту ребенка;
  2. По целям, которые Вам необходимо достичь;
  3. По видам (с предметами, словами или по сценарию настольной игры).
Если вы еще не занимались освоением игровых методов воспитания, обязательно обратите внимание на статью «Что такое дидактические игры: кратко и понятно», где обозначены основные педагогические рекомендации по проведению развивающих игр.

По группам и по возрасту


Как известно, прихожане детского сада подразделяются на младшую, среднюю и подготовительную группу. Дидактические игры для дошкольников тоже делятся по этапам взросления ребятишек. Сначала надо научить малыша базовым вещам, потом – повышать уровень, и, наконец, готовить к вступлению в ряды первоклассников. 

Если сделать все правильно и своевременно, то ваш малыш точно попадет в Гриффиндор, то есть в хороший класс с высоким уровнем знаний и успеваемости, а если нет – как пойдет. Во многих школах действует система деления классов по успешности, и этим обстоятельством пренебрегать нельзя, а потому давайте готовиться к лучшему! 

Разберем особенности каждой группы подготовки.

Младшая (2-3 года)


Ребенок в этом нежном возрасте должен научиться азам, а именно освоить:
  • Соблюдение правил. Вы задаете малышу направление, в узких рамках которого он должен выполнить интересное задание. Умение делать свое дело в заданных условиях – основа любой работы.
  • Навык коллективной игры. Ребенок должен научиться быть членом команды, действовать заодно с кем-то во имя достижения результата, важного не только для него, но и для всех остальных участников. 
  • Постижение основных закономерностей окружающего мира. Дети различают цвета, типы и формы предметов, находят связи и различия между ними. Также они на примере той же пирамидки учатся разбирать и собирать целое, состоящее из частей. Это тоже очень важная вещь в обиходе.
Ясельная группа очень подвержена стрессу и быстрой утомляемости, а потому нельзя перегружать детей задачами, не совпадающими с их естественным уровнем развития.

Примеры дидактических игр для детей 2-3 лет (младшей группы):
  • {banner_seredina-2}
  • «Дикие и домашние животные». Суть игры заключается в том, что Вы раскладываете перед ребенком карточки с изображением зверей. Под Вашим чутким руководством он должен отгадать, какое животное одомашнено, а какое еще в процессе;
  • «Кто чем питается?». Дети должны извлекать из мешочков различные овощи и фрукты и говорить, какое животное ими питается;
  • «Что это такое?». Вы должны показать ребенку изображения природных явлений, а он - сказать, что это, и какое оно: холодное, горячее, сухое, мокрое?
  • «Сбор урожая». Осенью на занятиях необходимо собирать и называть листья, плоды и ягоды, а также обозначить назначение предмета - еда, пища для птиц, листья для жучков и т.д.;
  • «Пирамидка». Все знаком простой конструктор из нескольких кругов, каждый из которых отличается от предыдущего по размерам. Дети должны научиться правильно и быстро сооружать пирамидку;
  • «Курица или яйцо?». Нужно показать изображения разных стадий развития живых существ: бабочки, куколки и гусеницы, котенка и кота, яйцо, птенца и птицу и т.д.
  • «Это когда?». Необходимо подготовить изображения явлений, характерных для различных времен года: снег, дождь, град, одуванчики, проталины, сосульки, листопад, капель и т.д. Ребенок должен распознать, где зима, осень, весна и лето?
  • «Детский покер». Игра состоит из 24 картинок, где изображены 6 разновидностей живых существ: рыбы, птицы, животные, насекомые, растения, рептилии. Вам нужно перемешать карточки и раздать их детям поровну. Каждый игрок должен отобрать 4 одинаковые по содержанию карточки. Начинающий игру, рассмотрев свои карточки, одну из них передает сидящему слева. Тот, если карточка ему подходит, оставляет ее себе, а любую ненужную передает дальше, и так по кругу. Карточки лучше друг другу не показывать. На игру отводится от 5 до 20 минут. Ребята переворачивают карточки и показывают, кто сколько смог собрать. У победителя больше всего правильно подобранных карточек.
  • «Художники и поэты». Ведущий раздает изображения разных времен года и читает стихотворение, посвященное одному из них. Дети поднимают вверх то изображение, где отображено упомянутое время года.
  • «Глазастик». Нужно разложить перед ребенком картинки с изображением ягод, фруктов или цветов. Ведущий называет время года, а участник поднимает то, что растет или цветет в этот сезон.

Средняя (3-4 года)


Деткам, уже освоившимся в садике, рекомендуется постепенно повышать уровень подготовки и расширять ассортимент игр. Главные задачи:
  • Пополнение словарного запаса. Ребенок узнает, что корова – это именно корова, а не «Му». Он медленно, но верно учится мыслить не образами, а словами и понятиями. Из игр ему становится ясно, что каждый предмет имеет уникальный набор характеристик: размер, вес, цвет и т.д.
  • Выстраивание простых связей между явлениями. На этом этапе дети начинают улавливать причинно-следственные связи, группировать предметы по схожим признакам и давать им оценку.
  • Целенаправленная игра на результат. Малыш заинтересован в том, чтобы сделать все правильно и получить порцию одобрения от коллектива. Появляется мотивация на улучшение качества деятельности.
Важно не допускать чрезмерной вовлеченности детей в игровые процессы, иначе результат может восприниматься ими слишком болезненно. В то же время здоровый азарт подстегивает их развитие. Теперь им важно занять в коллективе определенное место.

Примеры дидактических игр для детей 3-4 года (средней группы):
  • «Найди отличия». Нужно показывать ребенку однородные вещи, явления, изображения живых существ, которые в чем-то отличаются друг от друга: два кота, две собаки, два дома, два леса и т.д. Он должен называть отличия и сходства; 
  • «Что в коробке?». В ящик нужно положить разные предметы. Участники вытаскивают по одному, называют их и описывают их признаки: мягкий или жесткий, гладкий или шершавый, синий или красный;
  • «Разложи по полочкам». Ведущий называет время года, а дети по очереди называют его признаки, и выигрывает тот, кто больше назвал;
  • «Съедобное-несъедобное». Ребенок должен назвать и разложить принесенные и расположенные на столе предметы, овощи и фрукты, а потом объяснить, съедобны ли они, и кто их ест;
  • «Кто где живет?». Каждому ребенку даются карточки с изображением животных и 2 минуты на подготовку. Потом они по очереди отвечают, кто где обитает, и побеждает тот, кто расскажет лучше;
  • «Времена года». Ведущий зачитывает текст стихотворения или прозы о времени года, а участники должны отгадать, о чем речь. Также можно подобрать тексты о животных, явлениях природы, предметах быта.
  • «Загадки». Нужно найти хорошие загадки о животных, временах года и дня, предметах обихода, одежде, еде и других темах, знакомых малышам. Вот отличные примеры.
  • «Корзина». Ведущий подготавливает изображения лесных, садовых, огородных, фермерских продуктов. Ребенок должен отгадать, где и в какой сезон он может достать или найти это?
  • «Повар». На пол нужно положить два обруча так, чтобы они пересекались. Необходимо подготовить карточки с изображением овощей и фруктов. Ребенок должен брать карточку и определять, где ей место: в обруче, где расположены продукты, в которых нужно употреблять в пищу только вершки, или туда, где располагаются овощи и фрукты, в которых пригодны лишь корешки. Универсальные продукты вроде лука помещаются на пересечении двух кругов.
  • «Игра с мячом». Ведущий бросает мяч участнику и называет животное, птицу или рыбу, например, карася. Ребенок должен ответить «вода» и бросить мяч обратно. На слово «паук» игрок отвечает «земля» и т.д. По тому же принципу можно сыграть в более сложную игру - «Природа и человек». Ведущий называет предмет и бросает мяч, а дети должны сказать, кто его создал.
  • «Твой выбор». Ведущий называет признак предмета, например, соленый, а дети должны по очереди называть то, что соответствует этой характеристике.
  • «Третий лишний». Ведущий перечисляет явления или предметы, но один из них не относится к большинству и является лишним: «Мороз, жара, оттепель, снег, похолодание» или проще «Воробей, курица, попугай, слойка, ворон». Участники находят лишний объект.

Подготовительная (5-6 лет)


Эта возрастная группа требует особого внимания, ведь совсем скоро детсадовцы станут первоклашками, и к трудностям перехода нужно подготовиться. Поэтому усложняются и дидактические игры для мальчиков и девочек-дошкольников. Их основные задачи:
  • Подготовка к соревновательной атмосфере в коллективе. Дети должны привыкнуть к тому, что в школе их будут постоянно сравнивать и выстраивать в иерархии достижений. Поэтому в новых играх есть место победителю и проигравшему. Ребятишки должны ощутить сладость победы и горечь поражения, чтобы иметь мотивацию для саморазвития.
  • Формирование полезных коммуникативных качеств: взаимовыручки, умения работать в команде, ответственности и т.д. Ребенок должен уметь адаптироваться в коллективе и работать во благо общего дела. В результате игры он постигает свое место в обществе, а также начинает правильно выстраивать приоритеты: делу время, потехе час. 
  • Дисциплина. Малыши осваивают некий режим, в рамках которого они должны будут работать над саморазвитием. Им прививаются базовые основы этики поведения в обществе: как правильно и продуктивно взаимодействовать с наставниками, как справедливо относиться к коллективу, как держать себя на людях. Точные правила игры помогают дисциплинировать будущих учеников, и в результате они смогут быстро привыкнуть к школьным будням.
Основная часть воспитательного и образовательного материала для «подготовишек» преподносится в ходе занятий, а закрепляется усвоенная информация в играх. Именно на данном этапе игры уступают место урокам и становятся лишь средством для наилучшего запоминания пройденной теории.

Примеры дидактических игр для детей 5-6 лет (подготовительной группы):
  • «Зимующие и перелетные птицы». Дети садятся по кругу и разбиваются на две команды, каждый получает и передает другому эстафету. Ведущий просит назвать перелетных птиц, и каждый по очереди называет свой вариант, передавая эстафету другому. Время выполнения задания отмеряется по секундомеру, и выигрывает та команда, которая справилась быстрее и наделала меньше всего ошибок;
  • «Летает, прыгает, плавает». Дети выстраиваются в круг, и ведущий бросает мяч ребенку, называя живое существо, а участник должен быстро ответить, что оно делает, как двигается, и бросить мяч обратно;
  • «Космос». Нужно разбить коллектив на две команды и разложить на столах смешанные карточки с изображением планет, Луны и Солнца. Каждая из команд должна расположить обитателей Солнечной системы по порядку раньше всех. Эту же игру можно проводить дома с ребенком и засекать время исполнения.
  • «Элиас». Это настольная игра, которая продается в каждом магазине. Участники разбиваются на пары. Один из них загадывает другому слово, находящееся на карточке, не называя его, а другой максимально быстро отгадывает. Участникам дается минута на песочных часах. После ход передается другой команде. Выигрывают те, кто смог больше отгадать.
  • «Производственник». Нужно положить в мешочек предметы из разных материалов,  каждый из них должен быть назван участниками. Ребенок берет вещь и описывает, из чего она сделана (стекло, дерево, камень) и описывает ее назначение в быту.
  • «Поход в лес». Нужно подготовить изображения съедобных и несъедобных ягод, грибов и трав, ожидающих ребенка в лесу. Каждый участник вооружается корзиной и собирает в нее то, что съедобно, по его мнению. В финале каждый выступает с мини-сообщением: что и зачем он принес с собой? То, что неправильно, должен разъяснить ведущий.
  • «Поход в магазин». Нужно сделать карточки с изображением полезных и вредных продуктов. Дети должны ходить возле стола и брать те карточки, которые кажутся им нужными. В финале каждый по очереди объясняет свой выбор. Преподаватель подводит итоги.
  • Лото. Классическая игра в бочонки поможет детям освоить цифры и развить внимательность. Она продается в любом магазине игр.
  • Домино. Эту игру можно купить, а можно и сделать самостоятельно. Есть домино с фруктами, цветами и другими забавными картинками.

По целям


Если вы преследуете определенную цель в занятиях с ребенком, то и все усилия должны быть направлены на решение возникших проблем. Вам необходимо составить индивидуальный план, в котором будут преобладать развивающие игры, нацеленные на конкретную задачу.

Мы рассмотрели наиболее популярные разновидности игр по целям, но если вам чего-то не хватило в статье, пожалуйста, напишите об этом в комментариях, добавим.

По развитию речи

{banner_reklama2}
«Малыш плохо говорит» - эта фраза отзывается болью в материнском сердце, ведь многие женщины сталкивались с этой проблемой на личном опыте, но не все, к сожалению, знают, что для устранения неполадок в работе речевого аппарата необходимо заниматься с ребенком ежедневно. Однако эта работа не должна быть обузой или рутиной для детей, иначе они так и не станут вашими союзниками в борьбе с проблемой. Чтобы избавиться от нее просто и быстро, возьмите на вооружение наши примеры обучающих игр для развития речи.

Три слова

  • Цель: расширять словарный запас детей, стимулировать их произносить слова правильно и внятно.
  • Ход игры в домашних условиях: во время прогулки, дома, в пути задавать ребенку вопросы, на которые он должен давать три ответа за шаг или же в минуту, как будет удобно. Согласно условиям, те слова, которые произнесены с ошибками, не считаются. В качестве бонуса за 15 правильных «конов» - шоколадка. Если вы боритесь с конкретным недостатком речи (кашей во рту, картавым «р»), то ставьте условия: каждый ответ должен содержать «трудные» буквы.
Примеры вопросов и ответов:
  • Что можно надеть с утра? Юбку, сапожки, колготки.
  • Что можно приготовить на ужин? Макароны, сосиски, салат.
  • Что можно подарить папе на новый год? Машину, галстук, часы.
Ход игры в группе детского сада: Ребята выстраиваются в шеренгу, каждый из них по очереди отвевает свои три слова в ответ на вопрос. Тот, кто подберет больше ответов за 30 секунд, может быть вознагражден правом задать свой вопрос всем остальным участникам.

Кот в мешке
  • Цель: обогатить лексикон, научиться давать четкое и грамотное определение предмету.
  • Ход игры в домашних условиях: Нужно положить в мешок много разных вещей и попросить ребенка давать краткую характеристику тому, что он из него вытаскивает. Можно задать правило: 5 прилагательных об 1 предмете. Пример: мяч круглый, резиновый, желтый, упругий, гладкий.
  • Ход игры в группе: Необходимо, что каждый ребенок вытащил по вещи, а затем каждый участник говорил одно из определений данного предмета. Один (вода) вытаскивает и держит, все остальные по очереди характеризуют.  
  • Важно: если вы выправляете какие-либо недостатки речи, кладите в мешок предметы, которые вынудят ребенка говорить то, что не получается выговаривать. Это мотивирует детей постараться исправить ошибки.
Сказочник
  • Цель: научить ребенка разговаривать сложными предложениями и сочетать слова грамотно.
  • Ход игры: Необходимо объяснить детям, что нужно продолжить предложение, начатое вами. Они должны сами придумать оригинальную концовку, чтобы завершить рассказ. 
Примеры фраз: 
  1. Я пошла на рынок, чтобы… купить продукты;  
  2. Маша заболела, потому что… долго каталась на санках зимой;
  3. Птица летит к птенцам, ведь… за ними нужно присмотреть. 
Лишнее слово
  1. Цель: развитие слухового восприятия языка, обогащение лексикона, а также тренировка памяти (уточнение терминов).
  2. Ход игры: Вы называете несколько слов, одно из которых по смыслу лишнее. Дети должны заметить его и аргументировать свою позицию. 
Примеры:
  • Синица, снегирь, птица, воробей, сорока;
  • Кукла, солдатик, машинка, шахматы, плюшевый мишка;
  • Скрипка, дудка, гитара, отвертка, барабан.
Ласковое слово
  • Цель: научить ребенка образовывать уменьшительно-ласкательные формы слов.
  • Ход игры: Нужно называть слова, а ребенок должен переделывать их помягче. 
  • Пример: мяч-мячик, снег-снежок, лисица-лисичка.  
Чтобы научить детей лучше обращаться со словом, можно регулярно придумывать игры наподобие этой. К примеру, учиться образовывать сложные прилагательные: небо без облаков – безоблачное, человек, который любит принимать гостей – гостеприимный и т.д.

Музыкальные


Данные развивающие игры предназначены для тех родителей и педагогов, которые хотят развить музыкальные таланты ребенка. Подобная терапия вообще необходима всем детям, ведь понимание искусства очень важно для будущей социализации в коллективе и для личностного роста детей.

Для самых маленьких

  • Цель: научить малыша понимать характер музыки и давать ей объективную оценку.
  • Ход игры: Необходимо изготовить из бумаги 4 смайлика со следующими эмоциями: гнев, грусть, радость, умиротворение. Задача игрока: определить настроение мелодии, которую вы включаете, показав один из смайликов. 
Важно подбирать наиболее простые композиции, Вагнера, к примеру, затруднительно интерпретировать через эмодзи.

Для самых творческих

  • Цель: сформировать первичное понимание природы и специфики разных звуков.
  • Ход игры: Необходимо всклочить незамысловатую мелодию и попросить ребенка изобразить то, что он слышит. Это могут быть волны, штрихи, целые узоры. Также можно провернуть ту же операцию, но наоборот: пусть малыш воспроизведет то, что видит на листке в форме рисунка.
Для подготовительной группы
  • Цель: рассказать о существующих музыкальных инструментах, расширить кругозор.
  • Ход игры: Следует подготовить карточки с изображением и названием инструментов (или презентацию) и сказать звуки, соответствующие картинкам. Потом поочередно включать их и просить слушателя назвать то, на чем, по его мнению, играет музыкант. После каждого угаданного варианта можно кратко рассказывать о этом инструменте.  
Важно! Эта игра требует определенного уровня подготовки, поэтому нельзя начинать вводить ее без краткой, но познавательной беседы о музыке.

Для фантазеров 

  • Цель: формирование понимания темпов музыки и развитие ассоциативного мышления.
  • Ход игры: Нужно сделать карточки с изображением животных и подготовить медленные, быстрые, очень быстрые, максимально медленные мелодии. Каждому животному соответствует свой ритм. Задача ребенка: понять, какому зверю подходит играющая музыка.

Математические

Дидактические игры по математике должны проводиться с ребенком еще в раннем детстве, ведь полученные навыки пригодятся ему не только в школе, но в повседневной жизни. Малыш, который владеет навыком счета, начнет свои первые дни за партой с пятерок и восторженных отзывов учителя.

Для самых маленьких
  • Цель: познакомить ребенка с цифрами. Ход игры: Нужно сделать карточки с цифрами и выстраивать неправильный порядок цифр. Ребенок должен заметить, что не так, и поправить.
  • Цель: научить устному счету. Ход игры: Необходимо раздать ребенку карточки с цифрами и попросить его поднять нужную, которая отражает, сколько раз вы издали тот или иной звук, или сколько пряников перед ним находится.
  • Цель: закрепить названия геометрических фигур и их особенности. Ход игры: Нужно набрать в мешок предметы разной формы, а малыш должен угадывать, говорить название, доставить их и кратко описывать особенности (у квадрата 4 угла, у круга их нет и т.д.).
Для средней группы
  • Цель: закрепить знание геометрических фигур. Ход игры: Нужно нарисовать предмет (дом, дерево, замок), состоящих из геометрических фигур. Задача игрока: назвать и описать все фигуры, из которых построен изображенный предмет.
  • Цель: привить навык быстрого счета. Ход игры: Необходимо нарисовать фигуры с разным количеством углов. Участник должен максимально быстро ответить, у какой из фигур больше углов, сколько их, как она называется.
  • Цель: развить понимание, как строятся геометрические фигуры, как различать их. Ход игры: изобразить простой ребус (см. фото). Ребенок должен перечислить все фигуры, находящиеся на рисунке.

Для подготовительной группы

Для детей в возрасте 5-6 лет отлично подойдут ассоциативные дидактические игры, где необходимо выбрать лишнюю цифру или же поставить недостающую, опираясь на какой-либо признак (см. фото). Цель подобных игр: научить ребенка решать задачи и аргументировать свое решение.
Чтобы лучше видеть рисунок, кликните на него мышкой, и он станет больше и четче.

По видам


Существует три разновидности обучающих игр, и каждой из них соответствуют определенная возрастная категория.
  1. Игры с предметами предназначены для самых маленьких. Примеры: «Не ошибись», «Опиши данный предмет», «Что это такое?»,  «Что сначала, что потом» и др. Более подробное описание этих игр Вы найдете под заголовком «Для младшей группы».
  2. Настольно-печатные игры: «лото», «домино», «бочонки», «парные картинки», «Древняя Греция» и т.д. Эти развивающие игры для детей от 3 до 6 лет Вы можете приобрести в любом магазине или сделать самостоятельно. 
  3. Словесные игры. К этой разновидности относятся дидактические игры, перечисленные под заголовком «Для подготовительной группы».
Оцените материал:
  • Просмотров: 5 014



  • Хотите обсудить статью? Не пропустите ни одного комментария!

    Получайте самые свежие мнения на почту

    Получить

Оставить комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив