Цель
Общие цели дидактических игр интуитивно понятны и преподавателям, и родителям, но в целях мотивации необходимо четко сформулировать поставленные задачи, чтобы в процессе игры действовать осознанно и эффективно.- Стимуляция развития умственных и познавательных возможностей детей. Важно понимать, что ребенок «умнеет» и без вспомогательных занятий, но нам нужно ускорить и упорядочить это движение вперед. В ходе игры он должен научиться фокусировать свое внимание на определенных предметах и задачах, запоминать порядок действий, находить соответствия и различия, анализировать полученную в ходе наблюдений информацию и т.д. Память, находчивость, быстрая реакция, рассудительность – все это тренируется в процессе игровых тренировок.
- Расширение словарного запаса. Придя в школу, юный ученик должен знать, как называется тот или иной предмет, чтобы переход на новую ступень знаний был менее стрессовым и более органичным шагом. Разбираясь в предложенных задачах, ребенок запомнит необходимые названия быстро и легко.
- Социализация в коллективе. Дети должны привыкнуть к тому, что их дальнейшее обучение будет происходить в классе, где необходимо мирно сосуществовать с другими ребятами, учителями и персоналом школы. Играя, они познают на опыте значение слов «справедливость», «вежливость», «партнерство» и т.д. Они начинают понимать, как надо вести себя в обществе, чтобы наиболее эффективно и позитивно с ним взаимодействовать.
Правила
Вне зависимости от типа игры и возраста участников существуют универсальные рекомендации по их проведению, которые должны знать все педагоги и родители.- Продолжительность одной игры – не более 15-20 минут, иначе дети устанут.
- Необходимо обеспечить постоянную смену ролей в коллективе, чтобы ребенок не зацикливался на одной и той же манере поведения.
- Нужно самому эмоционально реагировать на происходящие события в рамках игровой реальности, дабы вовлечь в нее всех ребятишек.
- Важно постоянно менять игры, так как ребенок должен научиться подстраиваться к разным правилам и условиям.
- Необходимо подготовить и оформить место для проведения подобных занятий: свободного пространства должно быть вдоволь, все необходимые для процесса игрушки и предметы надлежит заранее расставить в нужном порядке, чтобы дети могли свободно им пользоваться. Также важно заранее позаботиться о наличии инвентаря, который может понадобиться для игры. Суматоха, суета и нервы организатора во время поиска нужной, но утерянной вещи, портят игровое настроение, мешают участникам правильно реагировать на ситуации, созданные в рамках игровой реальности.
- Если дети не проявляют активности в процессе игры, нельзя все делать за них. От кривляний самого наставника не будет никакого воспитательного эффекта.
- Даже когда воспитанники взяли инициативу в свои руки и начали играть самостоятельно, нельзя оставлять процесс игры на самотек, необходимо следить за действиями участников: подбадривать робких, сдерживать напор более активных. Взрослый может также выступать независимым судьей в спорах.
Структура и этапы
Основные компоненты игры – это дидактическая задача, игровые действия, игровые правила, результат и дидактический материал. Также существуют дополнительные элементы: сюжет и роль.Процесс проходит в несколько этапов:
- Объяснить участникам правила игры, попутно демонстрируя аудитории дидактические материалы (картинки, предметы, фигурки). В ходе беседы с ребятами важно оценить их уровень подготовки, чтобы подобрать вариант, который и подойдет.
- Четко и доступно описать ход игры, а также главную задачу игроков.
- Показать все игровые действия на примере и добиться полного понимания зрителей.
- Определить статус взрослого участника. Он может быть болельщиком, зрителем, судьей, ведущим и т.д.
- Распределить роли между детьми, учитывая специфику подготовки и уровня развития каждого ребенка.
- Провести саму игру, выполнив все игровые действия.
- Подведение итогов. Необходимо отследить результаты каждого ребенка, чтобы понять, как работать с ним дальше, на что сделать упор, как устранить трудности и внутренние «зажимы». Если в игре присутствует соревновательный элемент, нужно поощрить победителя и приободрить проигравшего.
Виды
Развивающие игры для детей делятся на три группы:- Игры с предметами (игрушками). Смысл всех этих действий заключается во взаимодействии ребенка с реальными вещами, во время которого он постигает сущность окружающего мира. Он учится различать и устанавливать сходства явлений, группировать их по каким-либо признакам, улавливать простейшие логические связи между ними. В работе такого типа используются материальные предметы, чтобы дети смогли оценить их по критериям (размер, цвет, форма и т.д.). Обычно такого рода игры проводятся в младших группах детского сада (2-4 года). Примеры: «Опиши данный предмет», «Что это такое?», «Что сначала, что потом», «Что съедобное, а что - нет», «Не ошибись».
- {banner_reklama2}
- Настольно-печатные игры. Это всем известные лото, домино, шашки и другие виды досуга, который мы разделяли с мамами и папами в далеком детстве. Они направлены на развитие логического мышления, расширение словарного запаса, усиление и концентрацию внимания. Регулярные партии в шашки, к примеру, учат человека принимать быстрые и дальновидные решения, прививают ему умение поступать взвешенно и сознательно. Любая подобная игра способствует тому, что ребенок начинает контролировать себя и свое поведение в обществе. Обычно такие виды досуга практикуются в средней и старшей группах (4-6 лет).
- Словесные игры. Это игровая форма общения с ребенком, подразумевающая решение мыслительных задач. Участники должны угадывать предметы по описанию, самостоятельно давать оценку тому или иному явлению, сопоставлять вещи и слова. Подобные методы воспитания развивают речь и логическое мышление, а также раскрывают потенциал детей, их склонности и особенности. Такие игры проводятся среди дошкольников из всех трех групп, но различаются по степени сложности. Примеры: Элиас, «Это когда?», «Волшебный поезд» и т.д.