Дидактические игры по экологии для младшей, средней и старшей группы


Дидактические игры нужны для того, чтобы в процессе интересной, развлекающий деятельности ребенок учился чему-то новому, узнавал что-то, приобретал новые навыки. Знания, приобретенные таким образом, очень хорошо откладываются, малыш запоминает все. В частности, дидактические игры по экологии позволяют малышу научиться общаться с природой и окружающим миром. Ребенок в процессе игры узнает что-то новое о разных животных, растениях, понимает, как можно себя вести в дикой природе, а как - нельзя.

Проводить дидактические игры совсем не сложно. Инвентарь, который нужен для их проведения – это, зачастую, вещи, которые находятся на виду или под рукой. 

Для младшей группы (детей 2-3 лет) 

Картотека дидактических игр по экологии для детей 2-3 лет поможет Вам обучать ребенка самостоятельно.

Игра «Что я вижу?»

Цель: Эту игру можно проводить для детей самого разного возраста, просто подбирая предметы и их описание соответственно развитию малыша. Игра «Что я вижу?» позволяет ребенку усвоить, чем растения отличаются друг от друга, понять разницу в размерах, запомнить, какое растение чем полезно. Игра проводится на свежем воздухе. 

Как играть? На прогулке с детьми найдите место, где растет много разнообразных растений, например, цветы, кусты, деревья. До этого Вы можете рассказать, что есть что, чтобы ребенок понял, что перед ним за растения, и осознал, чем они отличаются друг от друга. Попробуйте поведать о полезных свойствах и прочем. Потом начинайте игру. Вы – ведущий и загадываете предмет. Начинайте описывать предмет со слов «Я вижу…», дальше продолжайте перечисление отличительных особенностей растения, которое вы выбрали. Например, если это дерево, опишите его крону, ствол и размер. Если ребенок угадает, но становится ведущим и описывает свое растение. 

Плюсы игры: Ребенок запоминает название тех или иных растений, учится отличать их друг от друга, также развивает навык описания предметов. 

Игра «Фрукт или овощ?»

Цель: с помощью этой игры ребенок учится отличать продукты друг от друга, в данном случае фрукты от овощей. 

Как играть? Вы можете принести настоящие фрукт и овощи, а можете просто сделать карточки с изображениями. Суть игры проста: распределить предметы по двум разным группам – фрукты и овощи. При этом ребенок должен объяснять, почему та или иная карточка подходит в группу. Так он поймет, какие отличительные черты есть у фруктов, а какие - у овощей. 

Игра «Волшебный мешочек»

Цель: Эта игра позволяет ребенку усвоить то, чем разные животные отличаются друг от друга. Идет изучение внешних признаков знакомых малышу зверей. 

Как играть? Вам понадобятся разные фигурки животных, по которым наощупь можно отличить, что это за зверь. Таких фигурок нужно несколько штук, также Вам понадобится мешок. Положите все игрушки в мешок и протяните ребенку. Он должен, не доставая фигурку, наощупь, понять, что это за зверек, и описать его. Так несколько раз. Игра помогает понять, какими внешними признаками животные отличаются друг от друга: кто меньше, кто больше, у кого длиннее хвост и так далее. 

Для средней группы (для детей 4-5 лет) 

Дидактические игры по экологии с делением по возрастам способствуют тому, чтобы обучение стало стройной и постепенной системой, где каждый этап логически перетекает в другой.

Игра «Кто где живет?»

Цель: усвоить среды обитания разных живых организмов. Ребенок должен условно разделять на группы рыб, птиц, животных, живущих на земле. 

Как играть? Вам нужны карточки с разными животными, рыбам и птицами, а также со средами их обитания, то есть, условно, вода, земля и воздух. Ребенок должен разделить всех живых существ по трем группам и объяснить, почему он так считает. Если задание кажется малышу сложным, то помогайте ему, задавая наводящие вопросы. 

Игра «Съедобное-несъедобное»

Цель: Достаточно популярная игра, но от этого она не становится менее полезной. Ребенок учится отличать, что можно есть, а что нет, понимает, как выглядят съедобные продукты. 

Как играть? Кидайте мяч. Если Вы называете что-то съедобное, то ребенок должен его поймать, если нет – отчеканить мяч обратно. Для усложнения игры можно называть несъедобные травы и ягоды, грибы.

Игра «Что за цвет?»

Цель: Закрепляет знания ребенка о цветах и их названиях.

Как играть? Вам понадобится много карточек с разными фруктами, овощами, растениями и цветами. Ребенок должен назвать, что на картинке, и определить цвет предмета. После этого предметы складываются в цветовые группы. В конце игры Вы проверяете ошибки вместе с ребенком. Если что-то выбивается из общего цвета, он должен это заметить.

Для подготовительной (старшей) группы (для детей 6-7 лет)

Дидактические игры по экологии для дошкольников - верное средство для подготовки ребенка к школе.

Игра «Где что растет?»

Цель: Эта игра помогает ребенку усвоить то, где растут те или иные растения. Часто малышу трудно понять, что растет на дереве, что из земли и так далее. Перед началом игры стоит обговорить с ним это, рассказать, откуда берутся продукты, которые он привык употреблять в пищу. 

Как играть? Для этой игры Вам нужны карточки с продуктами. Там могут быть самые разные известные ребенку овощи, фрукты, травы, любые растения. Малыш должен разделить карточки на группы: то, что растет на деревьях, то, что растет из земли. Каждый свой выбор он должен объяснить. Для того чтобы закрепить результат, Вам нужно найти в интернете картинки, на которых выбранные Вами продукты еще в грядке или на ветке, тогда малыш увидит своими глазами, где они растут. 

Игра «Природа и человек»

Цель: Данная игра учит ребенка понимать, откуда происходят те или иные ресурсы на планете: что сделано руками человека, а что дает нам природа. Перед проведением игры, Вам нужно поговорить с малышом, рассказать ему, что и откуда берется. Например, не многие знают, что нефть и уголь дают нам недры нашей планеты. После маленькой лекции начинайте игру. 

Как играть? Возьмите мяч и кидайте его ребенку, называя разные предметы. Когда малыш ловит мяч, то должен сказать, откуда произошло то, что Вы назвали. Например, Вы говорите «подушка» и бросаете мяч. Ребенок должен ответить, что подушка сделана руками человека, а дальше назвать свой предмет для игры. 

Игра «От кого какая польза?»

Цель: Игра помогает усвоить знания о домашних животных и разграничить питомцев, которые живут в доме (собаки, кошки) и на участке (коровы, козы и тд). Ребенок должен понимать, от каких животных какая польза, например, от собаки – охрана дома, от коровы – молоко. 

Как играть? Ребенок должен разделить животных на две группы: живущие в доме и скот на участке. После этого рассказать о том, какую пользу каждый из них приносит человеку. Вы можете помогать малышу, называть продукты, задавать наводящие вопросы. 

Автор: Екатерина Костерина
Оцените материал:
  • Просмотров: 140



  • Хотите обсудить статью? Не пропустите ни одного комментария!

    Получайте самые свежие мнения на почту

    Получить

Оставить комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив