Как делать логопедический массаж ребенку в домашних условиях?


Один из самых распространенных страхов родителей – отставание речевого развития у ребенка. Даже когда специалист просит не паниковать, мамы и папы тратят немало нервов из-за того, что «все дети вон как говорят, а наш ни бэ, ни мэ». В то же время, наряду с тревогой о том, что ребенок не говорит, есть и досадная отстраненность родителей от логопедических занятий. Многие мамы считают, что именно логопед несет полную ответственность за чистую и развитую речь ее сына или дочки. Меж тем, как то, что специалист заложил на занятии, нужно много и регулярно отрабатывать дома. А ведь помимо упражнений, встречаются и другие типы коррекционных действий. Нужно внести свой вклад в развитие малыша. Как делать логопедический массаж ребенку в домашних условиях? Об этом и поговорим.

Виды

Если у малыша диагностированы значительные речевые расстройства, только дыхательной и только артикуляционной гимнастики будет недостаточно. Корректировать звукопроизношение можно с помощью логопедического массажа. Так называют активный вид механического воздействия, влияющий и на мышечное состояние, и на работу нервов и кровеносных сосудов в зоне речевого аппарата. Эта техника очень популярна и эффективна, потому что воздействует она не только на качество произношения, но и на эмоциональное состояние ребенка. Снимаются зажимы, уходят комплексы, связанные с недостаточно чистой речью.

Виды логопедического массажа:
  • Артикуляционный логопедический массаж. Он необходим, если у ребенка выявлена мышечная гипотония, а это значит, что он направлен массаж на повышение мышечного тонуса.
  • Логопедический массаж лица. Помогает укрепить лицевую мускулатуру, заключается в поглаживаниях, растираниях, разминаниях, вибрациях, пощипываниях.
  • Логопедический массаж языка ребенку. Массаж язычной мускулатуры всегда проводят лежа, через пару часов после еды, и длится он около 5 минут. Вибрации, поглаживания, легкие похлопывания - вот в чем он заключается. Работает он и для расслабления язычных мышц.
  • Логопедический массаж зондами для ребенка. Зондовый массаж также занимает 5 минут, но сеансы можно проводить несколько раз на дню. Зонды – это специальные приспособления, которые помогают выполнять те или иные действия. Минус такого массажа заключается в том, что его редко могут проводить родители, чаще они боятся работы с инструментами. А еще дети могут слишком бояться вида зондов, пугаться, отказываться заниматься, а в некоторых случаях возникает даже нервная реакция в виде рвоты.
  • Логопедический массаж ложками. Это авторская методика Ольги Крупенчук. Движения взрослого просты, ложки стерилизовать не нужно, можно использовать разную температуру воздействия. Не вызывает такой отрицательной реакции, как при массаже зондами. Ложка как инструмент логопеда позволяет сделать такие действия, которые невозможно выполнить пальцем.
Определить, какой вид массажа показан ребенку, может только специалист. Он учит, в том числе, и родителя, чтобы тот запомнил и смог практиковаться с ребенком дома. Если занятия у логопеда будут подкрепляться регулярной и систематической домашней практикой, успех гарантирован.

Ясная и чистая речь – это не только улучшение имиджа ребенка, отсутствие комплексов, это еще и более развитые мыслительные процессы, верное восприятие поступающей информации, полноценное функционирование нервной системы и многое другое. А потому уж точно есть, за что бороться. Кстати, улучшить речь помогают дидактические игры.

Обучение

Сказать, что это очень сложно, будет преувеличением. Сказать, что проще простого, явный обман. Эта история не только про то, как мама или папа помогают ребенку исправить дефекты речи, это про саморазвитие родителей, обретение новых, не всегда простых навыков для помощи своему малышу. А иногда и себе. Ведь часто и взрослые всю жизнь живут с нарушенной артикуляцией, и думают, что исправлять проблемы уже поздно.

Цель логопедического массажа – ускорить процесс коррекции речевых нарушений. Он же помогает нормализовать дыхание, сформировать понятие и навык правильного диафрагмального дыхания. У ребенка будут укрепленными глоточные рефлексы, улучшится качество голоса и состояние голосовых связок.

Еще до того, как учиться массажу, родители должны понимать, что процесс небезопасный при некоторых состояниях. Например, нельзя делать логомассаж ребенку с повышенной температурой, с простудой и признаками фарингита, ларингита, трахеита. Нельзя заниматься массажем, если у ребенка стоматит, конъюнктивит. Полный перечень противопоказаний обязательно перечисляет логопед, когда проводит консультацию для родителей.

Как научиться делать логопедический массаж в домашних условиях:
  • Сначала нужно получить заключение логопеда о состоянии речевого аппарата ребенка, и, согласно этому заключению, определить путь коррекции. Обычно родители водят малыша на занятия к специалисту, он дает задания на дом, в том числе, и логопедический массаж.
  • Посмотреть, как делают логопедический массаж ребенку. Специалист, если требует от взрослого, чтобы он занимался дома с его пациентом, должен показать, как именно проводится массаж, какие формы логопедического массажа существуют, как долго он должен длиться и т.д. Благо, сегодня можно помимо реального показа записать процесс на видео, чтобы дома родитель имел правильный пример, и мог обратиться к нему в любой момент.
  • Попробовать сделать логопедический массаж в присутствии специалиста, под его контролем. Это и родителю придаст уверенности в правильности действий, и логопед будет спокоен.
Часто специалист дает родителю памятку с пошаговой инструкцией, возможно, подкрепленной картинками. Существуют разные методики логопедического массажа, потому можно выбрать наиболее оптимальный вариант или их комбинацию. Например, методика Дьяковой используется для обучения специалистов, считается особенно эффективной, а потому может быть полезна и родителям. Методика Архиповой – алгоритм занятий для деток с ДЦП. А ведь еще и самомассаж, и ребята старшего дошкольного возраста уже могут с ним справляться (после обучения, конечно же).

Это важно:
  • лучшее время для логомассажа – через 2 часа после еды;
  • подготовиться к занятию можно так – проветрить комнату, выполнить необходимые гигиенические процедуры (помыть руки, прополоскать рот);
  • ребенок во время массажа либо полусидит, либо лежит;
  • упражнения проводятся по принципу чередования: сначала одна часть тела, потом другая;
  • выполнение упражнений обязательно сопровождается контролем состояния ребенка – он не должен уставать, испытывать дискомфорт, ему, конечно, не должно быть больно.
Часто возникает вопрос: могут ли проводить логомассаж родители, речь которых в плане произношения далека от идеальной? Сами логопеды говорят, что это опасно. Если взрослый не выговаривает некоторые буквы, имеет иного рода проблемы, связанные с артикуляцией, он не должен заниматься с ребенком. В противном случае, эти занятия будут малополезны, а то и усугубят ситуацию.

Пошаговая инструкция

При проведении логомассажа дома ребенку нужно создать такие условия, чтобы ему было комфортно, не страшно. Чем младше ребенок, тем более коротким будет сеанс. В среднем, трехлетний малыш хорошо выдерживает пятиминутный сеанс, если дольше – он устает.
Логопедический массаж в домашних условиях – расслабляющий:
  1. Если у малыша напряжены мышцы лица и речевого аппарата, ему показан такой массаж. Все движения нужно выполнять медленно, плавно.
  2. Начинается процедура со снятия напряжения в плечевом и шейном отделах. Сначала эти зоны легко поглаживают, потом растирают, потом создают вибрационные движения. И так несколько раз.
  3. Затем нужно переходить к лицу – начинается зона действия со лба, волосистой части головы, затем переход к области глаз, носогубной части, подбородку. Также чередуются поглаживания, растирания и вибрации.
  4. Мышцы языка – финальная часть расслабляющего массажа. Для расслабления подойдут предметы с теплой температурой, например, подогретые ложки. И ими также нужно гладить язычок ребенка, растирать его, вибрировать ложкой по поверхности язычка.
Для того чтобы детский логопедический массаж в домашних условиях способствовал еще большему расслаблению, можно включить во время сеанса спокойную фоновую музыку.

Как делать массаж языка ребенку:
  1. Сначала взрослый поглаживает кожу лица ребенка, настраивает его на работу.
  2. Затем просит открыть малыша ротик, показать язычок. Начинается работа с продольной мышцей – от корня языка к его внешней части. Ложки или зонды как бы прокатываются по этому пути.
  3. Затем нужно надавить на поперечные мышцы: движение стартует от центра языка к боковым краям.
  4. Далее с помощью инструмента проводятся поглаживания по всей языковой поверхности, в разных направлениях.
  5. По всему язычку взрослый инструментом делает легкие похлопывания.
  6. И снова идут надавливания на продольную мышцу.
  7. Уздечка языка обрабатывается вертикальным движением инструмента.
  8. Марлевой салфеткой нужно сделать несколько перетирающих движений по языку.
Как минимум 10 сеансов будут хоть сколь-нибудь эффективны. А еще лучше заниматься логопедическим массажем языка на протяжении 4-8 недель. Ребенок и сам может выполнять простые упражнения, разыгрывая пантомиму. 
Приемы логопедического массажа для лица:
  1. С середины лба нужно делать легкие, но ощутимые ребенком, поглаживающие движения.
  2. Затем идет чередование разминающих и вибрационных движений.
  3. Обрабатывая щеки, взрослый должен идти от уголков рта к вискам. Используются при этом растягивающие и разминающие движения.
  4. Далее следуют легкие поглаживания от скул к нижней челюсти.
  5. Массаж носа начинается с поглаживания носовых крыльев, потом массируется носогубная складочка. Далее от краев носа идут поглаживания к уголкам рта.
  6. Переходим к губам. Массаж начинается от серединки верхней губы к уголкам рта. Нижняя губа обрабатывается так же.
  7. Массаж подбородка проводится в виде разминаний: начало в центральной его части, продвижение к уголочкам рта.
  8. Завершает сеанс массаж шеи поглаживаниями вдоль грудинно-ключично-сосцевидной мышцы.

Использование логопедического массажа – это всегда индивидуальная схема, построенная на рекомендациях специалиста. Возможно, он выстроит режим сеансов, которые будут чередоваться: предметный массаж с лицевым и расслабляющим. Может быть, это будет один сеанс с включением двух видов массажа и т.д. Дополнить занятия можно скороговорками.

Просмотр обучающих видео, ориентация на картинки-пояснения – все это обязательно для мам и пап, которые взялись помогать ребенку идти к чистой речи. Большой путь всегда начинается с первого шага, потому не откладывайте его. Еще ни один ребенок не сказал «спасибо» своим родным за то, что вырос с таким «подарком» как дефекты речи.
В детстве еще все поправимо. Успехов!

Автор: Екатерина Иванова
Оцените материал:
  • Просмотров: 283



  • Хотите обсудить статью? Не пропустите ни одного комментария!

    Получайте самые свежие мнения на почту

    Получить

Оставить комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив