Природа — наш верный друг, учитель и источник вдохновения. Именно в детстве формируется бережное отношение к окружающему миру, любовь к животным и понимание, что человек — часть природы. Проведение экологических занятий помогает детям научиться наблюдать, заботиться, анализировать и делать выводы. А главное — пробуждает доброту и ответственность. Давайте вместе с детьми отправимся в мир природы, чтобы открыть для них её тайны и научить быть настоящими друзьями леса! Конспекты занятий "Ребенок и природа" помогут нам в этом.
Младшая группа
Тема: "Непорядок в лесу"
Цель занятия: Научить малышей узнавать лесных животных, рассказывать, чем они питаются, и понять, почему важно сохранять чистоту в природе.
Задачи:
- Познавательные: знакомство с дикими животными и их привычками, понимание важности порядка в лесу.
- Развивающие: развитие памяти, внимания, речи, эмоционального восприятия.
- Воспитательные: формирование доброжелательности, экологической культуры, желания помогать.
Словарь занятия: медведь, волк, лиса, заяц, еж, мёд, морковка, рыбка, косточка.
Предварительная работа: Игры: "Кто живёт в лесу?", "Чем питается?", "Хорошо или плохо?", подвижные игры «У медведя во бору», «Поезд».
Оборудование: Игрушечный лес (макеты деревьев, пеньки), мягкие игрушки-звери, реквизит-угощение, муляжи мусора, пакеты для уборки, знак «Не мусорить», весёлая музыка.
Ход занятия:
Дети рассаживаются полукругом.
Воспитатель: «Друзья, сегодня мы отправимся в лес. А кто же там живёт?»
Дети: «Заяц, лиса, волк, медведь...»
Воспитатель: «Правильно! Возьмём с собой угощения: мёд, рыбку, морковку... Поехали в лес!» (Дети становятся «поездом», звучит музыка).
В лесу их встречает грустный медведь. Он жалуется на мусор.
Воспитатель: «Можно ли мусорить в лесу? Почему это плохо?» (Обсуждение с детьми).
Игра «Очистим полянку» — под музыку дети собирают мусор в пакеты.
Воспитатель: «Вы справились! Теперь в лесу чисто. Поставим знак: "Мусорить нельзя!"»
Медведь: благодарит ребят и приглашает поиграть.
Игра «У медведя во бору»
Появляются другие звери. Дети узнают, кто что ест, и раздают угощения в игре «Кто чем питается?»
Воспитатель: «Молодцы! А теперь пора возвращаться в детский сад пить чай. Только фантики не забудьте выбросить в урну!»
Продолжение работы: Беседы о природе, игры, создание поделок из вторсырья с родителями.
Занятие "Ребенок и природа" в младшей группе может быть посвящено весн, вот сценарий.
Средняя группа
Тема: «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья»
Цель: Расширить знания о важности природных явлений для человека.
Задачи:
- Познавательные: познакомить с ролью солнца, воздуха и воды, их свойствами.
- Развивающие: развивать интерес к экспериментам, внимание, умение делать выводы.
- Воспитательные: формировать экологическое сознание, интерес к природе, эмоциональное восприятие.
Оборудование: интерактивная программа «Волшебная поляна», картинки с крокодилом и солнцем, вееры, стаканчики с водой, трубочки, мыльные пузыри, пакеты, аптечка, музыка.
Ход занятия:
Воспитатель приветствует детей и предлагает разгадать загадку про лес. Отгадав, дети собираются в поход, обсуждая, что нужно взять с собой.
Звучит тревожная музыка — случилась беда. Дети смотрят отрывок из мультфильма «Краденое солнце».
Обсуждение: Что случилось? Могут ли жить без солнца звери, растения, люди?
Игра «Собери солнышко» — дети помогают солнышку засветить, прикрепляя лучики.
Беседа о ветре: Появились тучки. Чем их разогнать? Дети машут веерами, создавая ветер.
Опыты с воздухом:
- Зачем нужен воздух?
- Пробуем не дышать (нос и рот закрыты) — делаем выводы.
- Видим ли воздух? Проводим опыты: пускаем пузырьки через трубочку в воду, ловим воздух в пакеты, играем с мыльными пузырями.
Релаксация на полянке: Под звуки природы дети отдыхают, представляя, как лучики солнца ласкают их щёки.
Заключение: Дети обсуждают, чему научились, что узнали нового, как будут беречь природу в будущем.
Занятие на тему "Ребенок и природа" для средней группы может быть посвящено весне, вот коспект.
Для старшей группы
Занятие в старшей группе: «Береги природу – она у нас одна!»
Цель: Углубить представления детей об окружающем мире, воспитывать ответственное и заботливое отношение к природе, познакомить с понятием «заповедник».
Задачи:
- Развивающая: расширять кругозор, активизировать речевую деятельность, развивать память и мышление, обогащать словарный запас.
- Воспитательная: формировать уважительное отношение к живой природе, стремление помогать ей.
- Познавательная: дать начальные представления о заповедниках, закрепить знания о правилах поведения в природе.
Предварительная работа:
- Разглядывание иллюстраций и фотографий природных объектов;
- Чтение рассказов и стихотворений о животных и растениях;
- Отгадывание экологических загадок;
- Беседы о родной природе, ее красоте и хрупкости.
Методы и приемы:
- Наблюдение за природными явлениями (в рамках демонстрации);
- Дискуссия и вопросы-ответы;
- Визуальный и слуховой материал (фото, видео);
- Использование художественного текста и мультфильма.
Оборудование: Интерактивная доска или проектор, набор картинок и карточек, «письмо» от обитателей заповедника, маски животных, макеты фруктов и овощей.
Ход занятия
Приветствие. - Доброе утро, друзья! Какое у вас сегодня настроение? А какое у природы за окном? Давайте улыбнемся друг другу и начнем наше увлекательное путешествие!
Приветствуют, обмениваются репликами, садятся.
Ввод в тему. - Вспомним, какое время года сейчас царит за окном? (демонстрация зимнего пейзажа с музыкой ветра) — Природа затаилась, деревья стоят без листьев, звери ищут укрытие...
Отвечают, что наступила зима. Наблюдают за изображением на экране.
Основная часть. - Сегодня мы получили необычное видеообращение от лесных жителей. Хотите посмотреть, что они нам передали? (включается видеосообщение от животных). Ребята, как вы думаете, что такое заповедник? А где еще нужно беречь природу, кроме заповедников? – Давайте сыграем в игру: я покажу вам картинки, а вы карточкой покажете: зелёная — можно, красная — нельзя.
Смотрят видео, размышляют, высказываются. Участвуют в игре с карточками.
Динамическая пауза. - Немного разомнемся! «Ветер дует — зашумели, Деревца качаются... Капли кап-кап — побежали!». Двигаются по тексту, выполняют движения.
Игра + мультфильм. - А теперь — игра «Угости лесного жителя». Одна команда надевает маски, другая подбирает подходящий корм для каждого зверя. А чтобы узнать больше о редких животных, посмотрим мини-мультфильм «Тралик и Валик». – Как вы думаете, кто был виноват в происшествии? Как можно было избежать беды? Играют в команды, смотрят мультфильм, обсуждают поведение героев.
Рефлексия. - Что нового вы узнали сегодня? Запомнилось ли вам, что такое заповедник? Кто в нем живет? – Спасибо вам за участие, вы большие молодцы. Особенно хочется похвалить... за внимание и активность.
Делятся впечатлениями, подводят итоги.