Родители всегда волнуются, когда соседские детки уже во всю болтают, а свой пока молчит, и эти переживания не напрасны, ведь речь – это важный психический фактор, без которого нельзя развивать память, мышление и внимание. Когда пора задуматься о речи? Что делать, если ребёнок не разговаривает предложениями? На все эти вопросы мы ответим в данной статье.
Когда бить тревогу?
Начинать заниматься развитием речи маленького члена семьи стоит уже с самого детства. Развитие малыша происходит постепенно. Первая эмоция, которую проявляет ребёнок – плач. С помощью него он пытается выражать свои просьбы и эмоции. Плач ребёнка может сигнализировать, что он хочет кушать, спать или ему что-то доставляет дискомфорт. При нормальном развитии организма малютка после плача начинает «гулить», вместе с чем появляется и первый детский хохот.
К 3,5-4 месяцам малыш проявляет уже истинное «гуление». В этот период времени звуки становятся более эмоциональными, продолжительными и более многозначительными.
К достижению 6 месяцев маленький человек способен произносить какие-то конкретные звуки. Ребёнок, не имеющий нарушений здоровья, может уже произносить простые слоги, его речь заключается в «подражании» взрослым.
По мере роста и развития, к звукам, передающим просьбы, ребёнок должен разбавлять своё общение жестами, лёгкой мимикой, потягиваниями, переворачиваниями.
К своему первому годику жизни малыш в своём словарном запасе должен иметь не менее 8-10 слов, среди которых самые распространённые и необходимые для первоначального взаимодействия с окружающим миром: «мама», «папа», «баба», «деда», «на», «дай». С помощью таких коротких слов ребёнок уже сможет выразить просьбы к своим самым близким людям и сообщить о каких-то своих хотелках. Этот период речевого развития является переломным, так как после него речь должна стремительно улучшаться и прогрессировать.
После достижения 1,5 года маленькое чадо при помощи подражания своему окружению будет пытаться издавать различные звуки, слова, а, возможно, даже самые простые предложения. До 1 года 6 месяцев запас общения ребёнка может составлять в среднем 30 слов, к 2 годам – около 200 слов.
Во сколько лет дети начинают разговаривать предложениями? Если ребёнку 3 года, он уже должен использовать 1200-1500 слов в своём общении и общаться простенькими предложениями. Данное развитие считается нормой. Если в 3 года Вы все еще не слышите первых слов, обратите внимание на эти тревожные сигналы и ускорьте развитие малыша.
Если ребенок не говорит в 4 года, вот план действий, который поможет разобраться в этом.
Причины
Теперь Вы знаете, во сколько лет дети начинают разговаривать предложениями. Но на пути к этому событию может произойти заминка. От чего? Давайте разберемся!
- Одной из основных и часто встречаемых причин того, что ребёнок не разговаривает предложениями, может стать генетический фактор. От него зависят многие процессы развития человеческого организма. Если родители малыша в детстве имели проблемы с речью, то стоит начать волноваться и быть готовым к тому, что и ребёнок может столкнуться с проблемой.
- Если ребёнок не разговаривает в 3 года, этому могут стать причиной постоянные стрессы. Как правило, этому это ссоры и скандалы родителей, запугивание со стороны окружающих, неблагоприятная атмосфера среди сверстников.
- Испуг, страх – одна из причин торможения речи малыша. Возможно, ребёнок может общаться при помощи отдельных слов, но он не может выразить свою просьбу посредством индивидуального предложения. Испуг может повлиять на задержку речи. Если ребёнок испытывает какой-либо страх, постепенно развивающаяся система организма может дать сбой, и тогда возникнут проблемы с речью.
- Индивидуальная скорость развития. Каждый ребёнок, как и любой другой взрослый человек, индивидуален, следовательно, и развивается он в своём собственном темпе. Возможно, Вашему малышу нужно чуть больше времени, чем его сверстникам, что начать разговаривать предложениями.
- Гиперопека родителя или неправильный подход со стороны взрослых к воспитанию ребёнка. Если ребёнку уже 3 года, а он не хочет разговаривать, этому может служить поведение родителей, которые готовы выполнять любое желание своего чада, поняв его лишь посредством мимики или жестов. Маленького малыша нужно вынуждать и подталкивать на выражение своего мнения, вызывать на разговор или просьбу. Иначе он так и будет мычать - его и так хорошо понимают.
- Неправильное развитие общества. В эпоху современных технологий мы утратили способность к живому общению, мир всё больше переходит на выражение своих мыслей при помощи интернета. Множество информации мы узнаём при помощи информационных технологий, потому что так проще. Малое внимание ребёнку может вызвать у него нежелание разговаривать предложениями. Использование гаджетов малышом уже с самого раннего возраста может заменить ему общение с окружающим миром и даже стать причиной психического расстройства.
- Двуязычная семья. Многие двуязычные семьи задаются вопросом: ребёнку 3 года, он не разговаривает предложениями, почему так? Таким ребятам следует с самого раннего возраста заниматься с логопедом, а родителям по мере возможности использовать для общения с ребёнком один язык.
- Нарушение артикуляции, зрения или слуха. Данные заболевания уже могут повлечь за собой нарушения речи. Из-за того, что ребёнок не может воспринимать мир полноценным образом на вид или слух, ему трудно ориентироваться и выражать, что он хочет сказать предложениями.
- Поражение головного мозга, связанное с травмами, полученными при рождении.
Советы специалистов
По мнению психологов и логопедов, уже в возрасте 2 лет ребёнок должен пытаться разговаривать простыми предложениями. В диапазоне 2-3 лет малыш может составлять предложения уже из 3 и даже 4 слов. К 3 годам ребёнок осваивает самые основные части речи, принимает прилагательные и глаголы. Он способен не только воспринимать маленькие истории, но уже и самостоятельно их рассказывать. Как же стимулировать этот процесс? Как научить ребёнка разговаривать предложениями? Есть разные методы и советы.
- Чтобы научить ребёнка разговаривать предложениями, часто обращайтесь к нему самому, чтобы он выходил с Вами на контакт и умел вести разговор в рамках своих возможностей.
- Старайтесь, чтобы Ваш образ был виден Вашему собеседнику, как можно больше показывайте ему окружающий мир. Чем больше человек видит то, что происходит вокруг него, тем быстрее он стремится это описать.
- Изучайте вместе развивающие игры, медленно читайте вслух, говорите нараспев. Это поспособствует запоминанию многих фраз малышом.
- Откажитесь сами от жестов, от использования слов-паразитов иди коверканья своей речи. Человек, который появляется на свет, пополняет свой словарный запас на основе тех слов, которые слышит от Вас. Чем понятнее и выразительнее Ваша речь, тем лучше ребёнок будет выражать себя в предложениях.
- Развивайте мелкую моторику. Центры головного мозга, отвечающие за моторику, находятся рядом с центрами речи. Чем лучше будет развита мелкая моторика (движения руками, пальцами, перебирание мелких предметов, собирание мини-конструктора или пазл), тем быстрее ребёнок будет развиваться в речи.
- Используйте артикуляционную гимнастику и логопедический массаж. Тогда ребёнку будет проще ориентироваться в звуках и словах, а значит, он сможет составлять предложения.
Отзывы
К сожалению, многие родители не знают, как научить ребёнка разговаривать предложениями? Они сталкиваются с проблемой, но не могут ее решить, потому что сам ребенок в обучении пока не заинтересован:
Проблема Ангелины понятна: ребенок переживает кризис 3 лет и показывает характер. Мотивировать малышку помогло бы общение со сверстниками. Она быстро поймет, что не может общаться, и будет стараться наверстать упущенное. Об этом говорит опыт Жени:
Но порой нежелание говорить - это симптом важной проблемы. Определить ее может только специалист, поэтому не будет лишним посетить его. Об этом пишут многие матери, а том числе «Снежная»:
Большинство родителей могут сами помочь детям. Достаточно заниматься развитием крохи и проводить больше времени вместе.
Лариса: «У нас не разговаривает сынишка, а нам уже три года. Конечно, речь наполнена простыми словами, такими как «дай, на, мама, папа, баба, деда» и так далее. Но мы не можем составлять предложения. Сам ребёнок понимает свою проблему. Начинает психовать и нервничать, если его просьбу не могут понять. В остальном развитие протекает полным ходом: рисует, играет, интересуется сверстниками. Сходили к логопеду, нам прописали курс занятий, сказали, что нужно ежедневно тренироваться при помощи специальных упражнений, использовать музыкальные гимнастики, массаж. Прошло два месяца, и я стала замечать прогрессу в речи. Действительно, делайте большой упор на речь. Лучше всего начинать заниматься в супер игровой форме, так малыш всё лучше запоминает и увлекается игрой, что ему не доставляет дискомфорта»