Ребенок в трехлетнем возрасте - как губка, он впитывает в себя окружающий мир, каждый день удивляя родителей то забавными выходками и проказами, то внезапной задумчивостью, философским взглядом. Больше всего мам и пап радуют новые слова малыша, многие даже ведут дневник, куда записывают все: от первого “агу” до “мам, сегодня останусь у Марины”. Но как быть, если милый детский лепет так и не перерастает в связную речь? Родители бьют тревогу: почему ребенок не говорит в 3 года? Вон у соседей болтает, не остановишь, а мама Маши на площадке вчера похвасталась, что дочка в три года почти все буквы знает. И Вас начинает грызть червячок сомнения: с моим малышом точно что-то не так. Прежде чем паниковать, а в данной ситуации паника и переживания только мешают, понаблюдайте за своим ребенком, попытайтесь лучше понять его характер, проанализируйте ежедневный процесс общения с ним.
Как рождается речь?
Дети проходят в речевом развитии несколько этапов:
- в 3-6 месяцев малыш активно лепечет, “гулит”, “агукает”, кряхтит - и это тоже речь. Он узнает голос матери, откликается на него “комплексом оживления;
- в 9-12 месяцев ребенок начинает складывать слоги, родители различают первые “ма”, “па”, “ба”, кроха реагирует на ситуации, может выражать свои эмоции через звуки;
- к 10-12 месяцам слоги превращаются в слова, ребенок знает свое имя, выполняет простые просьбы, например, “иди ко мне”, “дай маме машинку”.
- в 12-18 месяцев продолжает расти словарный запас, в том числе и пассивный (когда ребенок запоминает слова и понятия, но до поры держит их в себе, неожиданно выдавая в нужной ситуации - то есть переводит в активный словарь). Ребенок может назвать слова по картинкам в книге;
- в 2 года часто происходит прорыв в говорении, дети начинают выстраивать фразы из двух-трех слов;
- к 3 годам, как правило, малыши разговаривают предложениями, могут рассказать о себе, объяснить, что они видели на прогулке с бабушкой, что их порадовало или расстроило.
Если ребенок в 3 года не разговаривает предложениями, не строит простые фразы, или вовсе молчит, предпочитая общаться с помощью мимики и жестов, специалисты говорят о возможной задержке речевого развития.
Что делать?
Обследовать
Искать причины, рассматривать проблему в комплексе с подключением грамотных специалистов. Мозг ребенка в 3-5 лет наиболее пластичен, в этом возрасте гораздо легче поправить речь, запустить ее, убрать другие неврологические проблемы. Специалисты говорят, что если родители за помощью обращаются, когда ребенку уже 6-7 лет, даже при интенсивных занятиях убрать проблемы с речью до конца не получится.
Факторы, провоцирующие задержку речевого развития, можно разделить на четыре группы:
- биологические (недоношенность, родовые травмы, плохая наследственность);
- социальные (дефицит общения, неблагоприятная среда, например, детский дом);
- патологические (врожденная глухота, ДЦП, синдром Дауна);
- психологические (пережитый стресс, замкнутость).
Первыми, кто посмотрит ребенка, будут педиатр и невролог. Дальше есть смысл поработать с более узкими специалистами.
Так, логопед поможет поставить звуки, разобраться с “кашей” во рту ребенка, раскрыть его речевой потенциал. Начинать работу с логопедом можно уже с 2,5-3 лет.
Психолог нужен, если кроме задержки речевого развития, Ваш малыш не откликается на имя, не играет со сверстниками, не выполняет простые бытовые просьбы.
Психиатр поможет, если ребенок проявляет агрессию к родным и детям на детской площадке или в детском саду, часто впадает в истерики, плохо спит, если у него есть ярко выраженные страхи, например, темноты или одиночества, если он страдает от нервных тиков.
Говорить
Старайтесь всегда вовлекать ребенка в диалог. Доктор Комаровский считает, что разговаривать с ребенком нужно, пока Вы еще беременны, особенно на последних сроках. Разговаривать, пока он агукает в колыбели, беседовать с годовалым малышом, рассказывать о своих действиях (“сейчас помоем ручки”, “давай одеваться”, “сегодня у нас на обед суп с курочкой, ты же его любишь?”). Расчет на то, что даже если ребенок ничего не понимает, слушая взрослых, он пополняет свой словарный запас. Вот только “сюсюскать” не надо - говорите с чадом простыми, но не искаженными словами.
Общение - залог хорошей речи, уверяет Комаровский, и активно советует водить ребенка в детский сад и на детские площадки. Хотя с этими советами могут поспорить многие родители с негативным опытом вливания в коллектив: дети замкнутые, стеснительные, особенно если ребенок не разговаривает в 3 года и мычит, могут чувствовать себя неуютно в компании уже говорящих детей, и, что уж греха таить, с внимательным воспитателем, умеющим найти подход к особенному ребенку, везет не всем. Детский сад для детей с задержкой речевого развития - не панацея, тут нужно смотреть индивидуально.
Тренировать
Чтобы быть сильным, мы тренируем мышцы тела, а чтобы речь была четкой и уверенной, надо тренировать язык и лицевые мышцы. Массаж и артикуляционная гимнастика творят чудеса, это Скажет вам любой педиатр. Вот только для детей в возрасте 2-3 лет даже гимнастика должна быть веселой.
Логопед и дефектолог Евгения Ершова в книге “Без паники” дает не банальные и веселые упражнения. Так, она предлагает:
- Катать во рту мармелад;
- Пить молочный коктейль через трубочку;
- Почаще показывать свой язык;
- Плеваться косточками от арбуза;
- Старательно облизывать мороженое.
И все это не баловство какое-то, а эффективная артикуляционная гимнастика для становления речи.
Играть
Играть с ребенком здорово и полезно. Вам - для снятия стресса, ему - для развития речи. Любая игра должна сопровождаться фразами. Во время гонок на ковре машины говорят “бип-бип”, сова не может охотиться за зайцами без “уху-ху”, рыба не ныряет без “плюх”, качели не берут пассажиров без “кач-кач” - логика понятна.
Очень полезны для развития моторики пальчиковые игры. Чем лучше работают маленькие пальчики, тем быстрее развязывается речь: пластилин, сортировка горошин и фасолин, мозаика, пазлы, краски (хотя от них многих мам бросает в дрожь) - в ход идет все.
Вот еще идеи, как научить ребенка в 3 года говорить самостоятельно?
Читать
Если ребенок не хочет разговаривать в 3 года, он точно хочет слушать сказки и рассматривать яркие картинки. Чтение делает речь более гладкой, связной, дети часто заучивают наизусть целые фразы из любимых, десятки раз прочитанных историй.
Очень полезны “виммельбухи”, книжки-картинки практически без слов, на основе которых можно сочинять вместе с ребенком свои истории. Если малыш еще не говорит в силу возраста, он с удовольствием будет тыкать пальцем в знакомые предметы, а затем и называть их. Не забывайте и о терапевтическом эффекте совместного чтения - ребенок в процессе расслабляется, переживания дня, которые, возможно, и сковывают речь, отступают.
Другие способы разговорить ребенка в 3 года Вы найдете тут.
Не паниковать
От историй семей, в которых растут дети с задержкой речевого развития, порой волосы дыбом становятся. Точнее, от прессинга, критики, обесценивая родителей малышей-“молчунов”, которые обрушиваются на них за пределами дома.
Кто-то жалуется на неправильные диагнозы врачей - “дочка год пила ноотропы, а оказалось, они плохо влияют на мозговую деятельность”, кого-то не принимают в детский сад - “вам в специальный надо, для проблемных”, кому-то переживаний добавляют родственники и соседи - “а наш Вася в три года Пушкина знает”.
Не злитесь на себя, ни в коем случае не злитесь на ребенка, больше наблюдайте за ним, старайтесь избегать стрессовых ситуаций, в которых речь пропадает совсем. Пройдите врачей, чтобы знать, с чем работать: выстраивайте шаг за шагом доверительные отношения с малышом, пробуйте разные занятия, игры. Ваша работа как родителя точно не пройдет даром.
Автор: Татьяна Фаткуллина