Адаптация ребенка к школе: рекомендации психологов


Психологическое спокойствие первоклассника — основной залог успеха для дальнейшего обучения. Прекрасное физическое и моральное самочувствие, а также мотивация учиться обусловливают быструю адаптацию, как к самой школе, так и в общении со сверстниками. Но у некоторых детей этот процесс сопровождается трудностями и нервными срывами, на которые нужно вовремя обратить внимание и предпринять необходимые меры. Привыкнуть к отличной обстановке после садика тяжело практически всем детям. Это связано с новыми обязанностями и определенной ответственностью. Также ребенку необходимо заново поладить с окружающим его мини-социумом. Для того чтобы всё прошло успешно, нужно, в первую очередь, придерживаться нескольких правил, которые рекомендуют психологи первоклассникам для успешной адаптации в новой среде. Как же могут родители уменьшить стресс ребенка в связи с поступлением в первый класс? 

Этапы адаптации

Адаптация ребенка к школе - это процесс приспособления к изменившимся реалиям. Дети должны встроиться в систему школьных занятий с ее непростым графиком, большими нагрузками и стрессами. Постепенно они привыкают к новому коллективу и специфике отношений в нем.
По данным психологов, адаптация может длиться от 6-8 недель до шести месяцев, а иногда и более.
От чего зависит длительность этого процесса? От многих факторов: это и психологический климат в семье, и уровень подготовки к школе, и особенности характера, и специфика программы в выбранном учебном заведении. Если адаптация затягивается или осложняется, каждый из этих факторов нужно осмыслить и проработать, чтобы минимизировать их влияние на состояние первоклассника.
Период адаптации ребенка к школе принято делить на три этапа:
  1. Ориентировочный (2-3 недели). В это время ребенок постигает внешние и формальные признаки изменений в его жизни: учится рано вставать по утрам, собирать рюкзак, переходить от урока к уроку, делать домашние задания и т.д. В это время он напряжен, тревожен, у него нарушается сон, меняется поведение. Многие дети становятся нервозными и вспыльчивыми, что говорит об их ярком темпераменте.
  2. Этап «Неустойчивого приспособления» (2-3 недели). На этой фазе первоклассник уже имеет некие модели поведения в различных ситуациях, возникающих в школе. Он потихоньку приглядывается к окружающим, входит в график, запоминает и принимает нормы поведения в коллективе. Его реакция становится менее нервной, тревога уступает место напряженности рабочего процесса.
  3. Относительно устойчивое приспособление (от 3 недель до года). На данном этапе ребенок уже понимает свое место в мире и обретает уверенность в выбранных моделях поведения. Он четко осознает, какова роль учителя, как он должен себя вести, каковы его задачи и средства их достижения. Он уже освоился в коллективе и привык к графику. У него уже появились симпатии и антипатии по отношению к дисциплинам. Однако он все еще чувствует эмоциональный дискомфорт в нестандартных ситуациях, в первых столкновениях и конфликтах, на уроках, которые ему не нравятся, и т.д. Постепенно формируется устойчивая привычка к школе.

Виды адаптации

Социально-психологическая адаптация

Социально-психологическая адаптация ребенка к школе требует мировоззренческих перемен в жизни первоклассника. С приобретением нового социального статуса ребенок проникается новыми ценностями: ему становится важно то, что является первостепенным в новом мире. Он узнает значение и цену оценок в школе, приноравливается к новым правилам и целям. В этом процессе родителю и педагогу важно настроить ребенка соответствующе: показать ему, что учиться не только нужно, но и интересно. Необходимо развить в ребенке определенные навыки и качества:
  1. Познавательные способностиК ним можно отнести мышление, память, внимание, любознательность и склонности к определенным дисциплинам. Все эти стороны личности развиваются сами по себе, но нам, родителям и педагогам, необходимо стимулировать естественные процессы, применяя игровые формы подачи материала. В частности, проводить дидактические игры, читать детские книги, учиться счету. 
  2. ДисциплинаНеобходимо научить ребенка организовывать себя и контролировать выполнение задач. Если пустить развитие этого свойства на самотек, можно упустить первоклассника. Он станет изнеженным, ленивым, инфантильным, и его познавательные способности пропадут даром. Без волевого усилия зачахнет любой талант. Как его развить? Необходимо постепенно приучать ребенка к графику и труду, стимулируя положительные результаты отдыхом и развлечениями.
  3. Творческое мышление. В жизни иногда очень требуется умение мыслить нестандартно. В школе без этого, пожалуй, можно обойтись, но во взрослой жизни данное качество необходимо для карьерного роста. Нужно начать развивать его сейчас, пока ребёнок готов к открытиям и достижениям, а также легко усваивает новую информацию. Как его развить? В этом Вам познавательные книги, дидактические игры и развивающие приложения
Для расслабления дома используйте любимые игры малыша, а также научите его играть в шахматы, шашки, нарды, лото, элиас и т.д. Спокойные игры способствуют расслаблению и отвлечению ребёнка. Адаптация детей к школе требует и выплеска негативной энергии. Купите боксерскую грушу, глину или большой мольберт с красками. В случае возникновения бурных эмоций ребенок может выместить их с помощью этого инвентаря.

Физиологическая адаптация

Слабому малышу тяжело дается адаптация детей к обучению в школе. Они часто болеют, не высыпаются, легко устают в период учебного процесса. Поэтому очень важно наблюдать за состоянием ребенка и не нагружать его кружками и секциями дополнительно. Нужно подождать хотя бы первый год: если первоклассник нормально адаптируется и не ослабеет, можете подбирать варианты для досуга.

Также стоит внимательно отнестись к жалобам на самочувствие: если ребенок ощущает слабость, дурноту, теряет аппетит и сон, необходимо немедленно начать диагностику у специалистов. 
Не игнорируйте плохого самочувствия ребенка! Если он часто жалуется, но никаких реальных признаков проблемы нет, значит, он пытается любыми способами избежать хождения в школу. Почему? Нужно разобраться в причинах и устранить их. Поговорите с педагогом, понаблюдайте за ребенком и Вы поймете, что идет не так.
Самым частым примером нарушения физиологической адаптации ребенка в школе являются мышечные зажимы: малыш постоянно находится в напряжении и не может его снять самостоятельно. В этом случае необходимо практиковать расслабляющий массаж, длительные ванны с эфирными маслами, игры в ванной (взаимодействие с водой всегда расслабляет малыша).

Трудности адаптации детей к школе

Почему ребенок не хочет идти в школу? Вот самые популярные причины, которые помогут Вам разобраться в детском поведении:
  1. Неудобный график. Ранние подъемы, особенно в зиму и осень, очень болезненно воспринимаются даже взрослыми людьми, что говорить о детях? Им еще сложнее, ведь их деньги не мотивируют, а ценность знаний они поймут намного позже. Значит, они пока искренне не осознают, зачем вставать так рано? Несправедливость этого требования и нехватка сна провоцируют истерики и ультиматумы: «Я не пойду!». В этом случае помогают постепенные пробуждения (это когда Вы будите малыша в несколько этапов, давая ему время доспать еще немного) и вкусные разнообразные завтраки (вот рецепты)
  2. Несоответствие ожиданиям. Возможно, ребенок ожидал увидеть вместо школы продолжение детского сада или вообще совершенно иное место. Его могли накрутить родственники или друзья. Теперь он мучается от ощущения того, что его обманули. Ему все не нравится, ведь он уже представил себе другое. С этим заблуждением нужно бороться постепенно: сначала сочувствием, жизненным опытом (а у меня на работе то же самое), потом поиском положительных сторон и обсуждением вымысла ребенка (смотри-ка, а ведь так было бы еще хуже, потому что). Процесс адаптации детей к школе в этой ситуации требует терпения и времени.
  3. Проблема зависти. В классе могут быть дети богатых родителей, которые будут хвастаться своими (порой воображаемыми) покупками и материальными благами. На их фоне ребенок начнет комплексовать и потребует не менее шикарных условий, чтобы не быть хуже и не стать посмешищем. Новые комплексы преодолеваются путем высмеивания и умеренного осуждения чрезмерных трат (чтобы ребенок в ответ мог что-то сказать), частичного удовлетворения разумных желаний или крайней меры - разговора с родителями тех детей, которые задирают других, используя предметы для зависти. Также стоит предложить ребёнку начать копить деньги на то, что ему очень уж запало в душу. Тогда он поймет им цену.
  4. Проблема самостоятельности. Многие дети своими жалобами добиваются полной отмены домашней работы: родители рады все взять на себя, лишь бы быстрее покончить со слезами и истериками. Но важно не допускать манипуляции и притворства, это очень опасный прецедент. Помогайте не делом, а словом и вниманием. Объясните задание, покажите, как начать, организуйте рабочее пространство. Особенности адаптации ребенка к школе в этом случае состоят в том, что готов должен быть не столько первоклассник, сколько его родитель.
  5. Проблема неподготовленности и отставания. Иногда родителям сложно признать, что к семи или шести годам ребенок не готов к школе. Это вроде как означает, что они упустили момент и проявили халатность. Комплекс вины и нежелание осуждения со стороны родственников толкает нас на рискованные шаги: отправить малыша учиться несмотря ни на что. В итоге первоклассник мучается от того, что не может освоить программу, не имеет элементарных навыков и сталкивается с непониманием со стороны педагогов, а иногда и с осуждением. У таких детей не складываются отношения и с коллективом. Поэтому лучше всего сразу честно оценить уровень подготовки ребенка к школе и не отдавать его в первый класс, если он не готов к этому. Если ошибка уже совершена, необходимо срочно наверстать упущенное: заняться исправлением речи, дополнительно заниматься по проблемным дисциплинам, вместе делать домашние задания.

Советы и рекомендации психологов

Хвалить

Главной ошибкой взрослых являются завышенные требования к своему чаду, отсюда появляется откровенное недовольство, которое чувствуется даже без слов. Когда ребенок приходит домой, он должен чувствовать себя максимально комфортно и спокойно, а также ощущать, что находится в безопасности, и рядом люди, которые всегда его поддержат. Если малыш ошибся, получил плохую отметку, нашкодил, нужно мягко пожурить его, разобраться в ситуации, но ни в коем случае не ругать его и не наказывать. Агрессия и грубость навсегда оттолкнут его от Вас и школы. Чтобы избежать неуверенности ребенка в себе, его необходимо хвалить и акцентировать внимание на том, что у него получается, а не заостряться на неудачах. Если Вы будете слишком суровы и требовательны, весь полученный негатив от общения с Вами будет перенесен на процесс получения знаний, и в дальнейшем школьник будет с ненавистью относиться ко всем социальным институтам, которые так портят отношения в семье.
Принуждение в семье создаёт атмосферу разрушения личности ребёнка. Признавайте право ребёнка на ошибки. Думайте о детском банке счастливых воспоминаний. Ребёнок относится к себе так,  как относятся к нему взрослые. (с) Семенова Анна Александровна, педагог-психолог высшей квалификационной категории
Конечно, первые шаги ребенка к знаниям должны вызывать уважение, но не слепое преклонение перед его заслугами. Если родители переборщат, то есть риск получить обратный эффект - нарциссизм, который проявится в общении с преподавателями и одноклассниками. Рекомендации психологов для адаптации ребенка к школе на этом не заканчиваются.

Не лениться

Чтобы ребенку было комфортно в новой среде, где есть четкий график и домашние задания, необходимо не лениться самому и ежедневно заниматься дома по графику. Это будет воспитывать не только чувство ответственности, но и поможет дисциплинировать первоклассника. 

Необходимо выстроить дома жизнь по расписанию, дабы ребенок легче адаптировался к школьной жизни, высыпался и ел в положенное время. 
Помните, что ребёнок может концентрировать внимание не более 15 – 20 минут. Поэтому, когда вы будите делать с ним уроки, через каждые 15 -20 минут необходимо прерываться и давать ребёнку физическую разрядку. Можете просто попросить его попрыгать на месте, побегать или потанцевать под музыку несколько минут. Начинать выполнение домашних заданий лучше с письма. Можно чередовать письменные задания с устными. Общая длительность занятий не должна превышать одного часа. (с) Семенова Анна Александровна, педагог-психолог высшей квалификационной категории

Правильно организовывать рабочие процессы

Необходимо выстроить четкий и удобный для всех график занятий, включающий в себе отдых и время на хобби. Нужно четко придерживаться выработанного плана и обеспечить максимально удобное рабочее пространство для ребенка, где его ничего не будет отвлекать от занятий.
Выбирая время для занятий, учитывайте тот факт, что работоспособность человека в течение суток изменяется и имеет форму М-образной кривой, которая называется «физиологическая кривая работоспособности». Самым оптимальным считается два временных промежутка с 10 до 12 часов и с 16 до 18 часов. (с) Семенова Анна Александровна, педагог-психолог высшей квалификационной категории

Мотивировать

Ругань и ор — не лучшие спутники в эффективной работе. Чтобы первоклассник активно выполнял свои школьные обязанности, необходимо его мотивировать и прививать интерес к тому, что он изучает. А также следует объяснять материал спокойным, доброжелательным тоном, сохраняя комфортную атмосферу в семье.

Если ребенок совсем ничего не понимает, сделайте перерыв: предложите вкусный и полезный десерт (вот подборка), посмотрите развивающий мультик (вот список), дайте полчаса на общение. Вам за это время нужно тоже выдохнуть и набраться терпения. Если настроение изначально плохое, подождите и не занимайтесь, пока сами не отдохнете. Или поручите занятия другим членам семьи. Возможно, у мужа или старшего ребенка получится лучше.
Компьютер, телевизор и любые занятия, требующие большой зрительной нагрузки должны продолжаться не более часа в день – так считают врачи – офтальмологи и невропатологи во всех странах мира.  (с) Семенова Анна Александровна, педагог-психолог высшей квалификационной категории

Воспитывать

Перед тем как ребенок пойдет в первый класс, лучше всего особое внимание уделить его воспитанию. А это умение вести себя в обществе, навыки общения со сверстниками и старшими, вежливость, обходительность и т.д. Таким образом, можно будет избежать проблемы неусидчивости, а также исключить конфликты с учителями и одноклассниками, сосредоточившись на учебе. Подготовка ребенка к школе и его адаптация должны начаться задолго до поступления в первый класс.

Воспитание - это дело не одного дня. Им нужно заниматься ежеминутно. Составьте себе список недостатков своего ребенка (лучше не в голове, а не бумаге) и исправляйте их путем советов, разговоров, личного примера. Вот рекомендации специалистов 

Не отнимать детство

Помимо организации правильного режима дня, у ребенка должно быть много времени для полноценного сна, а также для игры с друзьями и своих увлечений. Не нужно чрезмерно нагружать его в виде различных кружков и репетиторов. Это можно вводить постепенно, но не одним скопом, поскольку ребенок итак находится в стрессовой ситуации «новизны», не нужно создавать лишние обстоятельства, волнующие душу первоклассника. 

В расписании предусмотрите досуг, в выходные устройте разгрузочные дни, направленные на поездки и новые впечатления. Малыш должен взрослеть постепенно, и первый класс - это не повод для отмены детства.

Слушать

Нужно адекватно относиться к замечаниям учителя. Ведь с профессиональной точки зрения, преподаватель сразу видит некоторые пробелы и может дать рекомендации, что и как делать в той или иной ситуации. Прислушавшись к замечаниям, нужно в спокойной обстановке обсудить эту проблему дома. Адаптация детей 1 класса к школе входит в их обязанности.

Верить

Не стоит игнорировать жалобы ребенка на плохое самочувствие даже тогда, когда понимаете, что он немного лукавит. В первом классе, детям в целом, свойственно уставать и сильно переутомляться. Именно поэтому лучше прислушаться к желаниям новоиспеченного ученика во избежание стрессов и ухудшения самочувствия в дальнейшем. 

Если же все-таки никакие советы психологов не помогают и ребенку все еще тяжело адаптироваться в школе, то лучше рассмотреть альтернативный вариант обучения. Это может быть онлайн-школа, уроки в которой проходят дистанционно. Или же домашнее обучение, занятия с репетиторами/преподавателями тет-а-тет. 

Автор: Мария Трещилова
Оцените материал:
  • Просмотров: 137



  • Хотите обсудить статью? Не пропустите ни одного комментария!

    Получайте самые свежие мнения на почту

    Получить

Оставить комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив